Эффективность обучения, в первую очередь, зависит от личной заинтересованности учащегося, без чего невозможен процесс формирования личного знания из полученных сведений. Именно поэтому сегодня случаются неудачи в школьном и вузовском образовании: проходит много лет, а результат - минимальный. Система очного образования сегодня находится в критическом состоянии, используя в большей мере методы рефлекторного запоминания сведений, чем осознанное формирование личных знаний. Такое запоминания имеет границу актуального применения, задаваемого текущим контекстом восприятия, обычно - до сдачи контрольной или экзамена, а зачем все быстро забывается. Обязательность школьного образования и отсутствие альтернативных методов делают почти не решаемую сегодня проблему потому, что преподаватели имеют смутное представление об организации психики вообще и о том, что привлекает осознанное внимание в частности. В вузах происходит отбор тех, кто на самом деле интересуется данным предметом, или тех, кто в школе очень хорошо научился имитировать учебу методами рефлекторного запоминания или же финансово состоятельными учащимися, которые просто платят за "корочки". Интересно, что за рубежом в лучших высших учебных заведениях наработаны методики, довольно надежно отсеивающие вторую и третью категорию.
Современной альтернативой очному обучению в вузах является дистанционное, использующие все более эффективные средства непосредственной связи: электронную почту, телефон, онлайн-коммуникаторы, скайп. Имеющим деньги нет смысла использовать эту форму потому, что они просто могут все купить. Те, кому не интересен предмет не станут платить за обучение, так что дистанционное образование оказывается в большой мере свободным от случайного контингента, и работа ведется эффективно с заинтересованными, а значит, получаются знания, а не рефлексы. Сегодня существуют центры дистанционного образования, например, ЕЦВДО (http://ecvdo.ru/) , предлагающие возможность ознакомиться со специальностями так, чтобы найти наиболее привлекательное для себя. Т.е. человек, понимающий важность образования, но пока не испытывающего интерес, может обрести его. Здесь есть немало других очень полезных советов и рекомендаций.
Важнейшим преимуществом дистанционного образования является не зависимость от места пребывания без необходимости переезжать в город, где находится выбранный вуз. Другое преимущество - возможность обучения сразу по двум специальностям, что взаимно дополняет получаемые сведения и формирует более глубокие знания. Третье преимущество - свобода в графике занятий, что позволяет совмещать работу и обучение и, таким образом, решить проблему оплаты за обучение. Четвертое важное преимущество - большая современность и технологичность по сравнению с традиционными методами обучения.