Сегодня педагогика пока еще не вполне адекватна механизмам организации психики так, что воспитательный и обучающий процессы строятся на принципах, не вполне согласующихся с даже с основными составляющими индивидуальной поведенческой адаптивности. Менторство, авторитарное давление, зубрение и навязывание внимания к тому, что не представляет интерес ребенка в большинстве случаев приводит не к прогрессу развития жизненного опыта, а к блокировке того, что вызывает негативные переживания. Поэтому редкие моменты, когда детям показывают кинофильм, рассказывают увлекательные истории или водят на экскурсии становятся настоящим праздником и в какой-то мере скрашивают негатив существующей системы педагогики.
Экскурсии оставляют глубокий след на вс. жизнь, без каких-то усилий, за один раз врезаются в память, а то, что это происходит не условно, а в живую, оставляет не “книжные” сведения, а личные, пережитые знания. Вот почему форма экскурсий так важна, но при этом почти не востребована у учителей, в то время как эти экскурсии уже предлагаются многими организаторами. Так, школьные экскурсии в Москве организуются ресурсом детского туризма “Веселое путешествие”.
Особенно ценными оказываются многодневные экскурсии и походы, которые как ничто другое приближают детей к реалиям жизни там, чего они касаются и требуют развития и приложения уже собственных умений.
Тематика экскурсий может быть очень широкой, от погружения в места исторических событий, до восприятия познавательных фактов в музеях и художественных галереях.
Экскурсия по музеям - отдельная и важная составляющая. Это и музеи науки, техники, естествознания, истории и завораживающие минералогические коллекции, миры животных от древних до современных.
Соприкосновение с особенностями культуры других городом расширяют модели субъективных представлений, строят прогностические основания для совершенствования личных навыков в таких направлениях, о которых ребенок просто бы не подозревал, без экскурсии, раскрывшей ему глаза на это.