Одна из самых важных составляющих успеха в век информации, как считается, обладать знаниями. И не просто знаниями, а качественными, правильными знаниями.
Получение человеком знаний начинается с первых дней. С момента узнавания родителей, окружающего мира, происходящих вокруг явлений.
Львиную долю знаний, которые человек пронесет через всю жизнь, он получает в школе.
И, казалось бы, материал ученикам преподается одинаково, информация дается, проверяется. Но каждый выходит с разным уровнем. Каковы причины этого? Попробуем разобраться.
Можно выделить несколько проблем, которые влияют на обучение. Это:
- личные данные каждого ученика, его особенности, характер, интересы, возможности;
- уровень первоначальной готовности ученика к школе, который закладывается, конечно же, родителями или опекунами
- коллектив, в который попадает ученик и его способность взаимодействовать с окружающими
- качество преподавательского состава, умение учителя заинтересовать ребенка предметом, выдать максимум информации ученикам за отведенные часы
Отдельно следует выделить новую проблему, которая начинает явно прослеживаться в последние годы. Это доступный интернет, различные устройства, привлекающие внимание школьников. Но об этом чуть позже.
Итак, личные данные каждого ученика, его особенности и интересы. Существует теория, что есть люди гуманитарии, есть технари. И ей можно найти множество подтверждений. Соответственно, кто-то из учеников будет с большей охотой рассказывать стихи, а кто-то увлеченно производить множество математических вычислений. И, как нам думается, серьезная проблема образования – абсолютное игнорирование данных предпочтений. Конечно же, полностью исключать то, что не по душе ребенку, было бы ошибкой, но хотя бы замечать эти предпочтения следует, помогая ребенку преодолеть трудности, а не коря его за то, что у него по умолчанию идеально никогда не получится выполнить.
Уровень готовности к школе – один из краеугольных камней. Часто родители просто не придают этому значения, говоря себе, что ребенка научат в садике, чему необходимо, потом в школе, и так далее. Но ведь многое зависит от домашнего воспитания. Любовь к учебе необходимо прививать с самых ранних лет. А что получается? Один ребенок приходит в школу, ни разу не открыв книги, грубо говоря, и тут на него начинает валиться шквал информации, которую он просто не готов освоить. Благо, если ребенок целеустремленный и примет это как вызов.
Как нигде в других образовательных учреждениях, в школе важна адаптация в коллективе ровесников с самых первых дней. Ребенок должен доказать, если можно так выразиться, что он имеет право голоса, что он обладает какими-либо достоинствами и способен в первую очередь постоять за себя. Ни в садике, ни в высших учебных заведениях это не влияет на моральное состояние ученика. Если в классе он получил роль тихони, то большая часть его энергии будет уходить, чтобы отбивать нападки активных учеников, бороться с внутренними противоречиями.
Теперь еще один важный момент – качество преподавания. Все мы слышали фразу «Учитель от Бога». Стремление школьного директора обзавестись коллективом, состоящим из таких преподавателей, конечно же, было бы самым благим намерением и похвальным, однако это утопия. Тем не менее, каждый руководитель учебного заведения должен стремиться обеспечить своих учеников хорошими учителями. То, как предмет преподается, насколько интересно и увлекательно учитель будет преподносить материал, будет зависеть успеваемость детей, их уровень знаний. Ведь даже любой, самый скучный, хотя, по нашему мнению, таких не бывает при правильной методике преподавания, или самый сложный предмет можно преподнести ученикам так, что даже самый разгильдяй на пару минут обратит внимание на учителя.
И, наконец, разберем еще одну важную проблему процесса обучения. Если вы уже лет десять как окончили школу, то, зайдя сегодня в любую школу, вы будете потрясены. Вы увидите, что каждый второй ученик сидит не с товарищем или с учебником, а с гаджетом. Школьники большую часть времени проводят в социальных сетях, на различных ресурсах интернета. Большое количество информации, размещенной на просторах интернета, просто не может не привлечь учеников. И, к сожалению, большая часть этой информации никак благотворно не влияет на уровень знаний учеников, а напротив, отвлекает его от действительно важных вещей. Также нельзя обойти вниманием различные сервисы готовых работ, а также кишащие рекламой сайты о том, что за минимальную оплату для школьника сделают домашнюю работу или помогут написать реферат. И многим школьникам наверняка это кажется наилучшим решением проблем невыполненного домашнего задания. Конечно, польза от этих сервисов есть, но отнюдь не для школьников. Если взрослый человек, получающий второе высшее образование, заказать курсовую работу вынужден по причине нехватки времени, и это никак не повлияет по сути на уровень его знаний, то для школьника эти прорехи в обучении, когда он не сам прорабатывает необходимый материал – пагубно могут сказаться на нем в будущем. Но тут нужно винить не сервисы, предлагающие эти услуги, а самих учеников, родителей, учителей, которые вовремя не объяснили и не доказали пользу самостоятельного выполнения всех заданий.
Автор: Ирина