Антон Павлович Чехов вошел в историю русской литературы не за объемные произведения, а за лаконичные рассказы. Это – ключевая особенность его стиля, которой нету ни у одного другого автора. Почти все его произведения не имеют большого объема, однако в них кроется определенная мысль, которую автор пытается передать, а также рисуется подробная картина быта того времени.
В центре всех рассказов Чехова http://vseskazki.su/chehov-rasskazy.html находится человек, отдельный индивидуум, который сталкивается с определенными ситуациями, типичными для того времени. При этом через их призму автор выставляет на показ пороки общества и трагедии отдельных людей. Например, в «Спать хочется» повествуется о быте крепостных детей и о той тяжелой работе, которую им приходится выполнять. Еще один хороший пример – «Ионыч», в котором показано, как окружающая среда и атмосфера ест даже стойкого человека. Нам показывают портрет одного и того же персонажа с четырехлетним промежутком, за который с ним происходят изменения в, по мнению Чехова, худшую сторону.
Через подобные ситуации писатель призывает не поддаваться на спокойствие и стабильность мещанского быта – но совершать храбрые и интересные поступки, жить ярко. Он также говорит о том, что человек сам делает свой выбор – поскольку ни один из героев его рассказов не погряз в существовании обывателя насильно. Самое страшное, что большая часть персонажей и представленных Чеховым людей буквально не понимают всего своего положения, и пользуются какими-то оправданиями своей жизни – как, например, в рассказе «Приданное». Стоит сказать о том, что подобный образ мыслей был характерен для людей времени Чехова.
Пожалуй, самое известное произведение Чехова - это рассказ Толстый и тонкий http://vseskazki.su/chehov-rasskazy/tolstyj-i-tonkij.html. Он демонстрирует один из самых явных аспектов тогдашней России – господство чина над личностью, когда люди прежде всего видели друг в друге занимаемую должность.
Содержание рассказа состоит во встрече двух друзей – богатого, занимающего высокое положение в обществе, и несостоятельного, тонкого. Они начинают разговаривать друг с другом, и толстый очень рад видеть своего товарища, расспрашивает его, и поначалу все идет хорошо. Но как только тонкий узнает чин своего друга, то сразу начинает называть его «ваше превосходительство». Сначала собеседник пытается отойти от чинов, но потом просто отворачивается и дает на прощанье руку.
Этой ситуацией Чехов демонстрирует ту самую проблему, когда даже старые друзья считают, что должны общаться друг с другом официально, опираясь на собственные чины. Автор высмеивает поведение подобных людей, говоря о том, что таким образом можно лишь потерять знакомых – поскольку с товарищами надо общаться как с товарищами, а не начальством. Помимо общего разговора, ситуацию заостряет сын тонкого, который не желает приветствовать кого-то, кто ниже чина его отца – и это при том, что сейчас идет дружеский разговор!
Таким образом, в своих рассказах Антон Чехов рисует портреты отдельных людей и отдельных ситуаций, через них повествуя о различных аспектах жизни и тогдашнего быта, а также поднимая актуальные для общества проблемы.