Существуют несколько периодов развития, в которых формируется осознанное внимание и то, что ему предшествует. Сначала возникает прототип "ориентировочного рефлекса" - то, что в последующем будет заставлять обращать внимание на новое и важное. Это - доосознательная реакция, еще даже не затрагивающая найденные Е.Соколовым в районе гиппокампа детекторы нового. Это - наследственно предрасположенная система реакций ориентации органов чувств в сторону раздражителя, выделяющегося среду других тем, что он не очень привычен для тех уже сформировавшихся распознавателей примитивов восприятия (для зрительного: точки, линии, круги и их сочетания). В первый год жизни ребенок именно так переводит голову и учится фокусировать глаза на яркие и необычные предметы. Формируется система доосознательного внимания.
В возрасте развития ассоциативных зон мозга, ребенок, уже имеющий некоторые навыки вербального общения, начинает задавать множество вопросов, заполняя образами восприятия, уже связываемые с эмоциональной оценкой, зоны, которые замет будут развиваться на этой основе, формируя уже осознанные навыки. Период затруднения удержания внимания и гиперактивности продолжается пока не будут выработаны навыки произвольного удержания внимания и вычленение только практически для него значимого из всего вокруг.
Сказки перед сном, интригующие сюжеты - очень важны для развития личной адаптивности к новому. В последующем сюжеты становятся все более взрослыми, удивительные факты интересуют уже довольно избирательно, и вот тут возникает жажда восприятия таких историй на новом уровне: формируются модели личных представлений об окружающем. Это можно назвать базовым мировоззрением потому, что пока еще контексты интересов очень широки: волшебники, чудесные фокусы и возможности в зрелищной демонстрации вообще, без определённой тематики. Это затем становится основой для личного познавательного интереса, если только родители и среда не оказывают на ребенка слишком сильное авторитарное влияние, навязывая только свои истины и не давая развивать собственный опыт. Очень важно корректное, с пониманием дела организующее влияние и помощь в том, какие удивительные истории и факты предлагаются для восприятия ребенку.