Слово “сувенир” хоть и происходит от французского “воспоминание”, но это не просто символ для ассоциации эпизодической памяти, это, прежде всего, этический символ взаимопонимания, имеющий значение не только для его обладателя, но и понимаемый определенным образом в данной культуре. Сувениры разных народов, предназначенных для продажи туристам – не просто привлекающие своей необычностью внимание, но, как правило, у них есть история и какая-то традиция, которую интерпретируют продавцы, кто как может. Сувениры в большей степени, чем другие произведения художественного творчества носят наиболее характерное для данной культуры, субкультуры, местности, города и даже дома или какой-то личности. Это – такая мнемоника с предопределенным смыслом, общим для многих посвященных людей.
Поэтому совершенно не имеет значение в каком конкретном физическом виде и форме находится данный сувенир, важен именно тот смысл, какой он собой воплощает. Поэтому существуют очень много видов сувенирной продукции, охватить некую доступную часть из которых позволяют галереи сувениров, специализирующиеся на предложениях этого разнообразия. В данном случае, по ссылке на такую галерею видно, что сувениры условно можно подразделить на многие категории:
· авторские – то, как данный художник интерпретирует культурную значимость, воплощая смысл в данном предмете,
· каталоги живописи – сувенир, сохраняющий значимость целой коллекции картин, экспонирующихся в некоем месте, сохраняющих особенности этого места и связанную с ним тематику,
· сами предметы для живописи – уже не просто инструменты творца, а именно символы данного вида творчества,
и тому подобное – показывает, что буквально все может иметь качество сувенира, может быть, даже песня, спетая вечером в этническом месте, записанная на видео или даже просто сохраненная в физиологической памяти.
И, конечно же, магнитики с изображениями, картинки, брошюры, сумки и т.д.
Как и любые другие этические символы взаимопонимания, сувениры требуют знания своей истории, своей легенды, без чего они оказываются малозначащей безделушкой, имеющие цену только, собственно, как данное изделие. Поэтому чем более непривычным, неожиданным и вместе с тем значащим оказываются сопровождающие данный сувенир сведения, тем он более ценен в качестве напоминания и просто обладания атрибутом какого-то мгновения культуры.
Монета, которую держал в руках великий человек и заплатил ею за что-то. Такое трудно доказать документально, но подобные сувениры есть и легенда, связывающая предмет с чем-то и кем-то великим, работает на аукционах по продаже таких вещей. Трусики, которые носила Мадонна. С виду вполне обычные, ношенные трусики и сам по себе такой предмет почти ничего не стоит и никому не нужен, но трусики, снятые с Мадонны – это уже очень большая реальная ценность в случае некоего удостоверяющего сертификата.
Черный квадрат Малевича – только тот самый первый Квадрат, а не многие другие и разных цветов, имеет наивысшую цену. Это трудно назвать сувениром, но в этом – сама суть воплощающая ценность сувенира в предмете.
Понятие сувенира поэтому довольно размыто. Можно ли назвать марку с редким дефектом и с бешеной стоимостью сувениром? По сути – да, но обычно так не называют. И само слово “сувенир” оказывается носителем некоей обще-взвешенного этического символа понимания.