Надо отметить, что концептуальный метод в искусстве не обязательно ограничивается рассмотрением динамики трех стульев. Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений. Ведь основным принципом концептуализма является абсолютный примат идеи концептуального действия по отношению к самому действию. Отсюда может следовать вывод, что сколь бы нарядно, красочно и широковещательно это действие ни было представлено, серая и заурядная идея, лежащая в основе этого действия, автоматически переводит его в разряд второстепенных событий художественной культуры.
Усредненная и усеченная, коллективная идея не требует оригинальности, но ей нужен масштаб и краски. Гала-концерты, фестивали, массовый спорт вполне годятся для праздников концептуального искусства. Вот только пропагандируемые идеи часто бедны и убоги. При реализации этих массовых мероприятий сложно избавиться от ощущения, что с психологической и культурологической точек зрения происходит противопоставление коллективного и попкультурного «Мы» индивидуальному и художественному «Я».
Однако, это не единственная головная боль концептуального искусства. Так называемая концептуальная живопись вообще является весьма химерическим созданием. Если говорить строго, то концептуальное искусство и живопись – это два различных и несовпадающих понятия, поскольку концептуальные идеи вообще невозможно зафиксировать во времени и в пространстве. Да и живописные приемы или «красивости», как определял их Дж. Кошут, не имеют отношения к концептуализму.
В свою очередь, концептуальный символизм в живописи свободен от подобных ограничений, поскольку представляет конкретные образы-символы, а не туманные и разноречивые идеи. Именно изобразительное искусство концептуального символизма может являться связующим звеном между концептуальным искусством и искусством изобразительным, так как несет свойства обоих этих направлений. В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». При обозначенной схожести сюжета, автором выбраны совершенно различные, но при этом четкие и узнаваемые формы и символы, не меняющие, однако, смысла произведений.
Дополнительную информацию по теме концептуального символизма в живописи и арт-объектов художника Евгения Гегузина на сайте www.newlinearte.com