Заявленная тема очень непроста, но, при этом, вполне возможно в краткой форме сформулировать основные принципы.
При том, что услуги психологов становятся все более актуальны, все еще само понимание об организации механизмов психики буксует на уровне самых основных понятий о функциональности тех или иных психических проявлений, о той роли, какую их механизмы играют в адаптивной регуляции организма. Даже сами понятия, такие как сознание, произвольность, мотивация, эмоциональные переживания и т.п. для психологов остаются “черным ящиком”, о котором говорят только по его внешне наблюдаемым проявлениям. При этом психологи накопили огромные массивы эмпирического опыта, до сих пор не обобщенного в какую-то одну систему. С одной стороны это хорошо, т.к. именно практические результаты и являются конечным критерием, а, с другой стороны, это – метод “научного тыка” (раньше такое направление методологии называли “алхимическим”), а отдельные эмпирические факты оказываются вне четко заданной границы условий их применимости, что возможно только при наличие целостной системной модели представлений.
В таких условиях реалий насущная потребность в помощи психолога реализуется такими организациями как Центр "Инициум, предлагающий онлайн консультации и помощь".
В результате все в наибольшей степени зависит не от того, кто из психологов обладает более адекватной моделью понимания организации психики, а того, у которого из них накоплен больший личный опыт позитивного разрешения различных психопатологических ситуаций и понимания адаптивной нормы.
Отсюда следуют и последующие рекомендации.
Все уже давно привыкли к мысли важности найти “хорошего доктора”, чтобы не получить побочный вред от лечения, а то и вообще не верной терапии. В данном случае выбора психолога, чем более опытен, чем более жизненно мудр человек, тем больше вероятность пользы от консультирования. Это – не рекомендации, не брендовость доктора и ажиотаж вокруг его имени, что реализуется современными методами маркетинга. Нужно суметь в первых же общениях почувствовать его жизненный опыт, разумность сказанного (а не просто красивую риторику). Это бывает тем более трудно, чем меньше жизненного опыта у самого пациента. Но стоит иметь в виду, что если математиком или шахматистом человек может стать в очень раннем возрасте потому, что эти области очень хорошо формализуемы и имеют четкую логику, то стать хорошим биологом и, тем более накопить достаточно большой и адекватный реальности опыт человек может только после 40 лет, а наиболее взвешенная мудрость появляется после 50-60 лет. Это связана с тем, что мозг к 25-30 годам только заканчивает формирование тех лобных структур, которые обеспечивают сложные модели понимания и нужно время для того, чтобы после этого накопить достаточный опыт личными ошибками и удачами. В более раннем возрасте возможно использование только полученных чужих сведений (“книжные знания”), а в области психики, как раз-таки, таких знаний и не существует до сих пор, о чем уже говорилось.
Поэтому самая надежная рекомендация: выбирать психолога старше 50 лет и в разговоре с ним оценить его разумность в суждениях.
Вы должны хорошо понимать суть предлагаемого метода, так же как понимаете, что будет в предметом, если на него подействует другой предмет, т.е. понимать логику причин и следствий процессов, которые предполагают методы помощи в вашей ситуации.
Вы можете просто поверить чужому утверждению и более никак не иметь возможность вмешаться, помочь процессу или уберечься от негатива. Но вы можете сами стать специалистом по вашему случаю, внимательно наблюдая, сопоставляя и видя картину причин и следствий. На это нужно время, часто немалое. Но тогда вы сможете оценивать сами то, что предлагает вам психолог и в случае странной или непонятной рекомендации, попробовать уточнить этот момент.
Если у вас в самим деле серьезная проблема (а у практически всех молодых людей и не только молодых есть свои не решенные психологические проблемы), что стоит начать самому осваивать механизмы организации психики на том уровне, какой позволяет состояние современных научных исследований – с помощью материалов, не требующих узко-профессиональной специализации, например, курса лекций по модели организации психики.