Было бы идеально, если бы можно, обратившись к эксперту, получить адекватное реальности решение возникшей проблемы. Но адекватность проверяется именно при попытке применить решение, а на уровне экспертного совета оценить его действенность можно только предположительно. Спросивший потому и обращается за помощью, что сам не может оценить. Выбор эксперта – всегда проблема. Но она решаема, если следовать определенной методологии.
В педагогике эксперт – тот, кто берет на себя ответственность за корректность и действенность освоения предметной области так, чтобы потом на практике, при условии достаточной наработке своих навыков, решение проблем получало бы вполне определенный метод подхода и собственно творческого решения. Можно привести как пример ресурс, воплощающий попытки оказания экспертной помощи в обучении: Автор 24 (https://author24.ru/) , где декларируется именно этап решения уже существующей проблемы и предлагается экспертная помощь в этом. При этом предлагается широкий диапазон от репетиторства до точечной помощи в конкретной проблеме, возникающей в ходе личного образования. Эволюция педагогического и экспертного сопровождения личного образования реализуется во все более сложный и многофункциональных информационных системах на фоне того, что собственно педагогика как наука, следующая за психологией и психофизиологией, пока не имеет достаточно цельного и полного представления об организации индивидуальной адаптивности к новому. И есть альтернатива: отслеживая уже известных фактов исследований по периодизации и качественному содержанию периодов развития. Вот что можно сказать в этом плане.
Наиболее ранний период развития адаптивности к окружающему миру характерен безусловным доверием к близким людям, что прослеживается в всех стадных животных и имеет функцию передать наиболее важный опыт выживания, а не пытаться все начинать с нуля. Именно пролонгированный период доверчивого обучения, когда отзеркаливается опыт умелых, приводит к явлениям излишнего доверия к авторитетам вплоть до полного подчинения, как это бывает в религиозных общинах.
Следующих позже период игровой инициативы, характерен тем, что полученные догмы начинают подвергаться сомнению и делаются попытки преступить запреты. Главная функция этого периода – получить собственный опыт на основе ранее воспринятых сведений, что приспосабливает решения к возможностям данного организма и новым условиям окружения. И чем более глубже и шире будет проверены старые догмы, тем более эффективной станет адаптация и личный жизненный опыт. Поэтому для этого периода характерна наглость, граничащая с преступлением. Игровой контекст призван не действовать всерьез, сообщая окружающим, что это – игра, и, таким образом, минимизируя фатальные последствия.
Во взрослом состоянии, когда уже развиты личные модели понимания (прошло анатомическое развитие префронтальной лобной коры после 25 лет), отношение к авторитетам и экспертам приобретает уже характер модели отношений, в которой в зависимости от условий может быть применена личная тактика отношения от скепсиса до полного доверия. Это – настолько сложный предмет, что он в достаточно корректной и адекватной мере формализуется принципами научной методологии. Результат постижения нового в этот период полностью зависит от опыта такого отношения и существующими системами образования практически никак не контролируется.