Короткий адрес страницы: fornit.ru/69808 
Озвучка:

Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles

Что случилось по теме теорий сознания с 2024 года

Обзор популярных и научных публикаций, случившихся за последнее время по теме сознания и около ее.

Очень много публикаций типа Британские ученые открыли новый механизм мозга, встречаются и Российские новости. Иногда ясно, что эти люди занимаются бессистемной фигней типа вот и вот. Иногда публикуется то, что хорошо вписывается в системную модель МВАП, например, вот или вот, но возникает мысль, насколько эти исследователи оторвались от того, что уже давно опубликовано в научных статьях по МВАП. Но иногда среди бурного потока хайпа и запоздалых открытий возникают в самом деле полезные описания фактических данных исследований, например, вот, вот и вот. В поток публикаций попадает и откровенная фрактальная чушь, например, вот.

Часто муссируются темы зомбирования нас микробиотой, особенно кишечной, в самых разных аспектах, от прямого управления (А.Панчин утверждал, что это они заставляют верить в Бога и можно заразиться такой верой) до влияния на эволюцию мозга.

Картирование соединений нейронов в мозге не утихает в надежде, что это как-то раскроет глаза на понимание сути. В работах, как эта, привлекаются огромные вычислительные мощности на эмуляцию нейросети, но это не дает ничего нового в понимании, хотя выглядит очень хайпово.

Илон Маск продолжает совершенствовать чипы, снимающие профиль активности с ограниченной поверхности мозга, и он реально помогает использовать такой протез в обход патологических повреждений. Это породило гонку в таком направлении и соответствующие инвестиции. Без дел остаются те, кто пытался делать то же самое простым съемом наводок мозга с волосяной части головы.

Ну, а академик К.Анохин предостерег от создания искусственного сознания.

DeepSeek R1: ИИ, который думает, как человек оказался переработанным открытым кодом ChatGPT, но переработанным очень кардинально: вместо одного предсказываемого токена за раз итерации, он находит сразу цепочку до 7 токенов (у Beast на втором уровне осмысления, где оно использует правила, так же пытается отследить соответствие максимально длинной цепочке правил), что делает его намного быстрее и точнее, а еще вместо самой общей специализации он выбирает наиболее подходящее по теме ядро. Еще DeepSeek имеет доступ в интернет. При всем этом он вовсе не думает как человек, а может выдавать только то, что уже кем-то было решено и опубликовано. Находить новое как человек GPTсмог бы, если ему придать пассивный режим мышления, которые генерирует новое по имеющимся значимостям (fornit.ru/68279), но тогда нужна и вся система значимостей, которая начинается с гомеопатических жизненных параметров и порогов выхода из нормы.

  

А теперь экскурс по конкретным работам по теории сознания. Среди ни есть экзотические (fornit.ru/69716).

Теория сознания в работе Роберта Нозика «инварианты» статья.

Автор использует термин conscious awareness («сознательнаяосведомленность»илиСО) синонимичнотерминуconsciousness («сознание»).

Основной вопрос, который интересует автора: «Каковафункциясознания?».

Под обладанием СО подразумевается способность осознавать вещи.

Нозик выделяет два типа СО:

1) феноменологическую осведомленность (осознание вещей, основанное на сенсорном опыте);

2) сознательную осведомленность, необязательно включающую сенсорный опыт (ментальные состояния без феноменального содержания).

Однако следует сделать акцент на том, что Нозик определяет таким образом не само сознание, а осведомленность, и в таком случае приходится говорить не о сознании как состоянии, а о сознании как способности.

Под осведомленностью понимается состояние, при котором агенты обладают доступом к определенной информации, на основании которой они могут использовать ее для контроля своего поведения. Нозик считает, что чем выше уровень осведомленности, тем более точную реакцию мы можем наблюдать.

Нозик понимает феноменальное сознание не как отдельный вид сознания, а как аспект сознания осведомленности.

Так, если объекты фиксируются сознанием, то мы хотим получить большее количество информации о них.

Нозик считает, что функция феноменологии заключается в расширении информации об объектах, если те представлены непрерывно и полно.

Так, доязыковые животные могли при помощи квалитативного опыта определять опасность или же, напротив, потенциально полезные вещи, и эволюционно мы сохранили эту особенность.

Нозик, по всей видимости, полагает, что можно определить феноменальные состояния через тип стимула, который был задействован, и, таким образом, различные феноменальные переживания (например, «теплота») ничемнеотличаютсяотлюбойдругойметки. Такимобразом, феноменальныечувстваявляютсяярлыками, которыеуказываютнатипрецептораинеимеютникакогосходствассигналами, воспринимаемыминашиммозгом.

Нозик предлагает рассматривать феноменальные состояния и физические процессы как идентичные.

Проблема соотношения материи и сознания с точки зрения современной теории информации,  статья.

Появление современных систем переработки информации, включая наиболее высокоразвитых, в сущности, представляют собой некие фундаментальные свойства, присущее материи как таковой. Данный вывод основывается на экспериментальных данных, доказывающих, что сложная система любой природы становится таковой при условии, что она конвертируется в нейронную сеть или ее аналог.  Вэтомконтексте«сознание»отвечаеттолькоодномуизуровнейсложнойиерархиисистемвосприятияипереработкиинформации, которыепронизывают мироздание от физико-химического уровня до уровня Вселенной.

Сделано предположение, что в соответствии с существовавшими известными теориями о мировом духе, допустимо интерпретировать так называемый Мировой Дух (по Гегелю) через рассмотрение Вселенной в качестве некой нейронной сети, которая формирует определенную систему восприятия и переработки информации.

Элиминация феноменального сознания и его возможность, статья.

Существование феноменального сознания до сих пор является предметом дискуссии. В конечном итоге дискутанты приходят к патовой ситуации, когда в споре о феноменальном сознании каждой из сторон становится решительно не ясно, чтóпринимаютодниичтóотрицаютдругие. Поэтомуперспективыразрешенияэтойпроблемывыглядятмрачными.

Основным предметом рассмотрения является иллюзионизм, отвергающий существование феноменального сознания. Цели статьи во-первых, показать, чтоотрицаниефеноменальногосознаниянельзяотброситьнаоснованиитого, чтооноочевидноложно; во-вторых, обосноватьнесовместимостьиллюзионизмасдопущениемвозможностисуществованияфеноменальногосознания. Перваяцельдостигаетсячерезанализтрехосновныхлинийаргументациивпользусуществованияфеноменальногосознания, которыйвыявляет, чтоонисодержатвсебе круг, вторая черезанализразныхинтерпретацийпонятияфеноменальногосознания, которыйприводитиллюзионисталибоксамоопровержению, либонепозволяетдаженачатьразговоротакойвозможности. Обецелиподчиненыобщемупроектудоказательствасуществованияфеноменальногосознания, главнаяотличительнаяособенностькоторогозаключаетсявтом, чтоононеполагаетсянаособыеотношениясубъектасегосознанием. Поэтомуономожетрешитьпроблемукругаиотбитьиллюзионистскуюкритику. Главныйвыводстатьи: иллюзионизм совместим только с невозможностью существования феноменального сознания, под давлением которой может обрушиться все здание иллюзионистской аргументации.

Натуралистический панпсихизм в контексте трудной проблемы сознания, статья.

Панпсихизм — представление о всеобщей одушевлённости природы.

Как и в эмерджентных подходах, квалитативность, субъективность и единство сознания не возникают в результате комбинации. Однако, в отличие от эмерджентных подходов эти характеристики сознания являются фундаментальными характеристиками космоса в целом. Таким образом, сочетание особенностей этого подхода позволяет использовать преимущества панквалитизма и эмерджентизма, отказавшись от их принципиальных недостатков.

Механизмы взаимодействия между психическими и нейронными состояниями, статья.

Нayкa o coзнaнии дoлжнa oбъяcнить тoчнyю взaимocвязь мeждy cyбъeктивными пcиxичecкими cocтoяниями и cocтoяниями мoзгa, пpиpoдy взaимocвязи мeждy coзнaтeльным paзyмoм и элeктpoxимичecкими взaимoдeйcтвиями в мoзгe (пpoблeмa paзyм-тeлo).

В статье фокусируется эмоции в психологии, что они бывают разными: неудовольствие, горе (скорбь), тоска, печаль (грусть), уныние, скука, отчаяние, огорчение, сострадание, разочарование, досада, обида, гнев, тревога, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, ярость, презрение, возмущение (негодование), неприязнь, зависть, злоба, ненависть, ревность, неуверенность (сомнение), недоверие. Обнаружение и характеристика нейронных коррелятов не предлагает каузальной теории сознания, которая могла бы объяснить, как определенные системы что-то переживают, то есть не решают так называемую трудную проблему сознания к каузальной теории. Факторы, порождающие сознание, должны быть найдены на нейронном уровне, управляемом классической физикой.

yчeныe oпpeдeлили 27 paзличныx кaтeгopий эмoций: вocxищeниe, yмилeниe, эcтeтичecкoe нacлaждeниe, вeceльe, гнeв, тpeвoгa, тpeпeт, нeлoвкocть, cкyкa, cпoкoйcтвиe, cмyщeниe, вoждeлeниe, oтвpaщeниe, coчyвcтвиe, oцeпeнeниe, эмoциoнaльнoe вoзбyждeниe, cтpax, yжac, интepec, paдocть, тocкa, oблeгчeниe, poмaнтичecкиe чyвcтвa, пeчaль, yдoвлeтвopeниe, ceкcyaльнoe жeлaниe, yдoвoльcтвиe. И бывaeт взaимocвязи мeждy paзными эмoциями.

Чтoбы ocoзнaть чтo-либo, мoзг дoлжeн нaxoдитьcя в oтнocитeльнo выcoкoм cocтoянии вoзбyждeния (инoгдa нaзывaeмoгo бдитeльнocтью), бyдь тo в cocтoянии бoдpcтвoвaния или в фaзe быcтpoгo cнa, кoтopoe яpкo пepeживaeтcя вo cнe, xoтя oбычнo нe зaпoминaeтcя.

Книга Рубинштейна С.Л. Бытие и сознание.

Вопрос о связи психического с материальным, о зависимости психического от материальных условий это вопрос не только о познаваемости, но и об управляе­мости психических процессов.

Чтобы всесторонне и верно рас­крыть природу психического, надо исходить не из абстрактно-всеобщего поня­тия психического, с самого начала односторонне фиксируя его в том качестве, в каком оно выступает в одном каком-нибудь отношении (например, как идеальное в противоположность материальному или субъективное в противоположность объективному), надо обратиться к конкретному изучению психических явлений, взять их во всех существенных связях и опосредствованиях, выявить разные их характеристики и соотнести эти характеристики в соответствии с объективной логикой тех связей и отношений, в которых каждая из них выступает. Таков от­правной пункт подлинно научного исследования, единственно возможный для того, чтобы преодолеть различные «точки зрения», произвольные в своей одно­сторонности.

Никак не приходится обособлять и противопоставлять одно другому отно­шение психического к мозгу и его отношение к внешнему миру. Этого нельзя де­лать прежде всего потому, что психическая деятельность это деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Поэто­му правильно понятая связь психического с мозгом это вместе с тем и правиль­но понятая связь его с внешним миром.

Сказать, что психическая деятельность есть деятельность мозга, взаимодейст­вующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия, значит, в конеч­ном счете, сказать, что это деятельность рефлекторная.

Утверждение, что психическое есть функция мозга, не может означать и не означает, что оно является всецело изнутри детерминированным отправлением мозга, его клеточной структуры.

Источником психической деятельности является мир, воздействующий на мозг.

Чувства, как и мысли человека, возникают в деятельности мозга, но любит и ненавидит, познает и изменяет мир не мозг, а человек.

Посредством ощущений и восприятии познаются сами ве­щи, но ощущения и восприятия это не сами вещи, а только образы их; ощущения и восприятия не могут быть непосредственно подставлены на место вещей.

Результат того или иного воздействия на любое явление обусловлен внутренней природой последнего; внутренняя природа явлений представляет ту «призму», через которую одни предметы и явления отражаются в других. В этом выражается фундаментальное свойство бытия. На этом основывается диалектико-материалистическое понимание детерминированности явлений как их взаимодействия и взаимозависимости. Не обладай материя этим свойством, прав оказался бы механистический детерминизм, согласно которому эффект воз­действия зависит только от внешней причины, действующей в качестве толчка извне.

Отражательная психическая деятельность, являющаяся вместе с тем рефлек­торной нервной деятельностью мозга, возникает в процессе взаимодействия ин­дивида с миром и служит для его осуществления. Обусловленная воздействиями мира, она сама обусловливает поведение индивида. Таким образом, психическая деятельность вплетается во всеобщую взаимосвязь явлений как обусловленное и как обусловливающее. Здесь также, значит, нет места для обособления психиче­ского, для выпадения психических явлений из общей взаимосвязи всех явлений мира. И существо сознательное, человек, при всем своем ни с чем не сравнимом и неповторимом своеобразии единен с миром.

Книга Арсен Казарян Трактат о разуме или общие начала теории свободных желаний

«Трактаторазуме, илиобщиеначалатеориисвободныхжеланий»представляетсобойфундаментальнуютеориюстроенияифункционированиясознания. Этоттруд - деловсейжизниавтора. Основныеидеитеориисформулированыавторомещев 1979 году. Теорияпоражаетневероятнойпростотойиневероятнойитоговойсложностьюинтегрируемыхэтойпростотойпроцессовмышления. А. Казарянпоказывает, чтотакоесознание, каковаструктурасознания, возможныепутирождениясознания, чтоестьЯичтоестьпроцессмышления. Теориясвободных желаний представляет собой необычную, поразительную и завораживающую архитектуру строения психики. Сам процесс мышления предстается как калейдоскоп, который в простоте своей конструкции способен создавать бесчисленное множество самых причудливых узоров. Теория свободных желаний дает ответ на вопрос вопросов, - что есть сознание и чем отличается мышление человека от мышления животных. При полном понимании теории свободных желаний мир предстает в совершенно ином виде.

Итак, волей Бога или волей бездумных сил, объятых единством Случая и проявивших себя в высшей мере разумно, великой волей к созиданию с ведомой лишь ей целью, создана система, имеющая строгую внутреннюю организацию, функционирующую, перемещающуюся в пространстве, конечную во времени и в то же время способную создавать себе подобную систему и, таким образом, протянуться цепочкой во времени. Более того, в основе этой системы лежит возможность развития. Стоит приглядеться повнимательнее, и мы поймем здесьимеем место с самим совершенством!

Неужели слепая воля случая могла сотворить столь совершенную организацию? Или действительно Некто или Нечто из иного мира пытается пробиться в этот мир? Может этот Некто (или Нечто) пронизывает всю Вселенную и использует любой мало-мальски подходящий материал и подходящие условия, чтобы приоткрыть окно в этот мир? Или создать нечто? Или самореализоваться? Или же это фантазии некоего Творца бросившего в мир зерно жизни?

Вот оно, на первый взгляд столь трепещущее, хрупкое и слабое начинает пробивать, словно травинка асфальт, пласт неживой материи. Ах, божественный акт творения! нетслов, чтобывыразитьвосхищениеподобнымчудом.

Функционалистская теория сознания д.и. Дубровского, статья.

Статья посвящена анализу основных посылок и выводов теории сознания Д.И. Дубровского, основанной на информационном подходе. Приводится краткий обзор статистических теорий информации, которые оказали влияние на развитие подхода Дубровского. Обозначается его позиция в вопросе о философском исследовании сознания. Анализу подвергается положение о функциональной связи сознания и мозговых процессов, при которой возможно построение нередукционистской теории сознания. При исследовании специфики информационной причинности и свободы воли отмечается, что сознание в качестве информации воздействует на поведение на уровне феноменологического описания индивида. Оценить влияние явлений субъективной реальности на управление мозговыми процессами с позиции первого лица представляется затруднительным. Утверждается, что отношение воплощенности сознания в мозговых процессах ведет к возможности функциональной редукции и отождествлению сознания с мозговыми процессами.

С 1960-х гг. Давид Израилевич Дубровский развивает информационный подход к исследованию отношений сознания и мозга, в котором учитываются семантический и прагматический аспекты информации. Подход Д.И. Дубровского может 40 быть назван нередуктивным материализмом, поскольку он определяет сознание как функцию мозга и обосновывает специфический статус субъективной реальности.

Идеи Винера, Шеннона и Уивера о статистической теории информации главным образом отображают технические аспекты передачи информации между системами, как минимум одна из которых может быть представлена электронным устройством. Для них основным объектом исследования являются сигнал и средства его передачи, а также минимизации уровня шума при передаче сигнала.

Основываясь на общем определении информации Винером и статистической теории информации Шеннона и Уивера, Дубровский предлагает собственный информационный подход, в котором семантическому и прагматическому аспектам информации придается большее значение.

Сознание в узком смысле «неявляетсяспецифическимфеноменоми... главноевнемфункциональнаяорганизация, котораяможетбытьисчерпывающеописанананейронномилинаболееабстрактномфункциональномуровне».

Различение легких и трудной проблем сознания Дубровский считает условным и малопродуктивным, хотя оно и позволяет подчеркнуть нередуцируемость сознания.

Согласно Дубровскому, информационные процессы присущи только живым высокоорганизованным системам и представляют собой выражение активности системы по отношению к окружающей среде. Другими словами, живой организм, руководствуясь собственными целями, «фильтрует»иассимилируетэлементывнешнейсреды, врезультатечеговозникаетсигналинформации«внутреннеесостояниесамоорганизующейсясистемы».

Функциональный подход к информации «позволяетпровестичеткуюметодологическуюгрань, отделяющуюсобственнофизическиеихимическиепроцессыотинформационных», хотямеждунимиисохраняетсяопределеннаясвязь.

В то время как носитель является физико-химическим явлением, информация свободна от этих характеристик, но может быть воплощена только в носителе, причем одна и та же информация может быть передана разными носителями. Воплощенность информации в физическом носителе и инвариантность информации по отношению к физическим свойствам носителя являются первыми двумя постулатами теории Дубровского.

Согласно третьему постулату теории, явление субъективной реальности представляет собой информацию о каком-либо переживаемом в данный момент объекте, явлении. Субъективная реальность является специфическим и неотъемлемым качеством сознания, она включает в себя как отдельные явления (восприятия, мысли, желания), так и ощущение принадлежности данных явлений Я: «...всякоеявлениесознаниясодержитодновременнокаксознаниесебя, такисознаниеиного».

Основная задача сознания управлениесистемойиподдержаниееецелостности.

Дубровский рассуждает: «…еслиядопускаюнеобходимуювоплощенностьквалиа (информации) внервномкоде, тонепонятно, зачемнужныквалиа, ияпопадаюякобывзамкнутыйкруг». Ответнавопрос«зачемнужны 48 квалиа, илисубъективнаяреальность?»вцеломпонятенквалиаосуществляютуправлениеиподдержаниецелостностиживойсистемы. Однакодопущениевоплощенностисубъективнойреальностии«личности»всистемемозгаможетпривестикубеждению, «чтовсетефункции, скоторымипредположительносвязаныквалиа, могли бы быть реализованы без них».

Ментальная причинность, наряду с психической, является видом информационной причинности. Отличие ментальной причинности от психической в том, что в случае последней каузальное действие производят не только сознательные, но и бессознательные явления.

Ментальная причинность связана с проблемой свободы воли.

По убеждению Дубровского, утверждение о существовании свободы воли необходимо брать в частном виде этогодостаточнодляеепризнания. Вданномвопросетакжеподчеркивается, чтосвободноедействиеопределяетсяжеланием, намерением, «независимооттого, чемоновызваноикаковегорезультат». Тогдасвободаволи, равнокакиментальнаяпричинность, существуетнауровнефеноменологическогоописания, посколькувперспективеотпервоголицанедоступноощущениепроцессов, происходящихвмозге. Дубровскийделает вывод о том, что при свободном переходе от одной мысли к другой человек также управляет мозговыми 50 процессами, однако с позиции первого лица подобное невозможно наблюдать.

Д.И. Дубровский, основываясь на идеях кибернетики и статистической теории информации, представил информационный подход, в котором учитывается не только синтаксический, но и прагматический, смысловой аспекты информации.

Принципы фундаментальной теории сознания на основе модели Мвап, статья.

Вышла в виде научной статьи :)

О смысле буквы и смыслогенезе, статья.

В статье рассматриваются ключевые вопросы теорий сознания, мышления и психолингвистики: 1) вопрос об элементарных единицах мышления и речи, 2) о принципе их соединения в процессе смыслогенеза и 3) о существовании общего принципа смыслопорождения на любом уровне мышления. Эти вопросы ставятся в историческом контексте сучетомлингвистическихученийВостока: иудаизма, индуизма, ислама, религиибон. Авторприсоединяетсякэтойтрадиции, видевшейвосновемышленияневербальныесмыслыбукв. Приэтом, онссылается: 1) на авторитет древних грамматистов и 2) на исследования в рамках советской школы психолингвистики (работы Александра Журавлева). Далее, автор ставит задачу поиска общего принципа смыслогенеза, который включал бы, в качестве своей основы, идею существования невербальных смыслов. Этот принцип он обнаруживает в классических работах математиков Жака Адамара и Анри Пуанкаре по научному мышлению. Основная логическая посылка дальнейшего хода исследования состоит в том, что процесс складывания смысла слова из смыслов букв проходит так же, как и латентный процесс решения научной задачи, поскольку относится к тому же классу классувзаимодействияневербальныхэлементовсознания.

Далее, автор логически исследует процесс формирования смысла в предложении и высказывании и приходит к выводу, что процесс смыслопорождения на всех уровнях мышления и речи единообразен и подчиняется принципу редукции смыслового поля в процессе соединения смысловых единиц на основе общих субэлементов.

Если есть смысл, содержащий множество субэлементов [A, F, H, N], и смысл, содержащий множество субэлементов [E, R, V, F], они могут соединиться через общий субэлемент F, составляющий зону их пересечения. Наличие этой общности этоключевоймоментвсмыслогенезе: именноонаобеспечиваетсвязностьмысли, абезсвязностиниокакоммышлениииречинеприходитсяиговорить. «Егоречьбылабессвязна», иэтохудшее, чтоможносказатьонекоторомвысказывании. Благодаряобщностямпроисходитсинтезэлементовмышления.

Как наш мозг записывает последовательности сигналов и почему это важно для создания сильного искусственного интеллекта, статья.

В таламусе находятся популяции нейронов, называемые иногда матрица и получающие иннервацию одновременно от большого количества рецепторов. Эти нейроны реагируют на ситуации во внешней среде важные для выживания, например, наличие движения или лица в поле зрения. Афференты от них приходят не в четвёртый уровень коры, а к пирамидным нейронам с маленьким пучком уровня 5а, которые в свою очередь возбуждают пирамидные нейроны с большим пучком уровня 5b. Эти нейроны соединены в локальные сети и благодаря STDP эффекту могут сохранять последовательности сигналов из внешней среды, совпадающие по времени с важными для выживания событиями. Такой способ обучения, принципиально отличается от способов обучения искусственного интеллекта, применяемых в данный момент, когда в интеллектуальную систему пытаются поместить весь доступный на данный момент объём информации.

Логико-смысловая герменевтика, статья.

Формулируются основные положения логико-смысловой теории: о сознании как об обеспечивающей связность в языке, мире и мышлении; о том, что разный характер интуиции связности способен объяснить категориальную разницу философских традиций (в частности, греческой и арабской); о том, что традиция большой культуры склоняет к тому, чтобы не замечать эту разницу; о том, что логико-смысловая теория обнаруживает механизм реализации этой интуиции, тем самым заполняя пробел в кантовском понимании сознания и самосознания, и о том, что эта теория лежит в основе логико-смысловой герменевтики. Эта герменевтика позволяет обнаружить результаты работы скрытых механизмов сознания как установления связности «что»и«какое», решитьпроблемусоотношениязначенияисмыслаиосознать, чтопониманиенеустранимовариативно, асмысловулюбоготекставсегданеменьшедвух. Интерпретационныйпотенциаллогико-смысловойгерменевтикипродемонстрированнапримереавторскогопереводафрагментасуфийскоготекста.

Теоретически нейтральные квалиа? Сатья.

Одним из центральных для современной философии сознания можно считать вопрос о статусе того, что принято называть феноменальным сознанием или квалиа. Любая теория сознания должна предлагать объяснение феноменальности, которая и ставит перед исследователями трудную проблему. Однако нетрудно заметить, что данная постановка проблемы может быть предвзятой по отношению к теориям, отрицающим, что феноменальное сознание вообще обладает такими характеристиками, которые ставят перед нами ту самую трудную проблему, которую нельзя решить известными нам способами описания физической реальности. Во избежание такой предвзятости иногда говорят о необходимости представить теоретически нейтральный объект объяснения, с существованием которого согласились бы все стороны этой дискуссии. В таком объекте, по замыслу, должны, с одной стороны, сохраняться некоторые базовые очевидности нашего опыта, подразумеваемые в первую очередь при разговоре о феноменальном сознании. А с другой стороны, в нем не должно быть ничего, что изначально склоняло бы нас к какой-то определенной стратегии объяснения. Однако отдельная проблема заключается в том, возможно ли в принципе предложить подобное нейтральное объясняемое в контексте вопроса о природе и особенностях феноменального сознания.

Иллюзионизм и феноменальное единство сознания, статья из сбоника.

В статье с точки зрения иллюзионизма рассматривается проблема единства сознания. Иллюзионизм в философии сознания - теория, отрицающая существование феноменального сознания, признающая его лишь иллюзией. Философы выделяют множество типов единства сознания. В статье используется классификация М. Тая, в которой встречаются нейрофизиологическое, субъективное, высокоуровневое субъективное и феноменальное единства сознания. Феноменальное единство трактуется с опорой на работы Д. Чалмерса и Т. Бейна. Феноменальное единство сознания, предполагающее существование феноменального сознания представляет проблему для иллюзионизма, защитник которого, если он следу за определением феноменального единства Чалмерса и Бейна, будет вынужден признать либо иллюзорность единства, либо единство иллюзии. Оба варианта проблематичны. В статье показывается, что целью иллюзиониста должно быть объяснение не феноменального единства сознания, а со-сознание. Иллюзионистское объяснение со-сознания может апеллировать к достаточности для него определенной формы субъективного единства сознания. При этом иллюзионистская теория сознания не может обойтись также без принятия тезиса о нейрофизиологическом единстве сознания, фундирующего субъективное единство.

Существование бессмертной души и современная естественно-научная картина мира, статья.

Современная наука отрицает существование нематериальной и бессмертной души. Однако философская рефлексия над онтологическими и концептуальными основами естественнонаучных теорий доказывает обратное утверждение. На законе сохранения физической энергии основываются два фундаментальных принципа естествознания - принцип каузальной замкнутости физического мира, согласно которому у всякого физического события может быть только физическая причина и только физическое следствие, и принцип эпистемологической полноты физики, согласно которому для описания и прогнозирования поведения физической системы достаточно физических законов, характеристик и свойств. Из этих принципов логически вытекает материализм, из материализма - физикализм, а из физикализма - редуктивизм, утверждающий, что для объяснения не только физических событий, но и любых других событий, происходящих за пределами физического уровня бытия, достаточно физических законов, характеристик и свойств. Однако в физикалистскую онтологию не вписывается квалитативная природа сознания. Отсюда возникает дескриптивный и онтологический разрыв между ментальными и физическими событиями, неустранимый средствами материалистического понимания реальности. Современные квантовые теории сознания позволяют объяснить возможность взаимодействия между физическим телом и нефизическим сознанием без нарушения принципов каузальной замкнутости физического мира и эпистемологической полноты физики. С целью доказательства бессмертной природы нематериального духа в статье приводится темпоральный аргумент, который обусловливается тем, что осознание потока времени становится возможным лишь из онтологической позиции, внеположенной самому этому временнóмупотоку.

Сознание и свобода воли, статья в сборнике.

В этой статье исследуются философские дебаты о взаимосвязи между сознанием и свободой воли. Рассматриваются различные теории, включая детерминизм, либертарианство и совместимость. Статья анализирует сильные и слабые стороны каждой теории, а также их последствия для нашего понимания человеческого действия и ответственности.

Если детерминизм верен, то мы не можем быть полностью ответственными за свои действия, поскольку они не являются свободными. Если либертарианство, верно, то мы полностью ответственны за свои действия, поскольку они являются результатом наших собственных свободных решений. Если совместимость верна, то мы можем быть морально ответственными за свои действия, даже если они причинно детерминированы. Свобода воли играет важную роль в поиске смысла в жизни. Если наши действия полностью детерминированы, то может быть трудно поверить в то, что наша жизнь имеет какое-то значение или цель. Свобода воли дает нам возможность формировать нашу собственную жизнь и придавать ей смысл.

Иллюзионизм и квалиа, статья.

Статья посвящена рассмотрению позиции иллюзионистской теории сознания в отношении феноменальных свойств опыта - квалиа. После обзора позиции иллюзионистов автор выделяет ее потенциальные преимущества и проблемы и приходит к выводу, что последние более значимы и не позволяют отстаивать иллюзионизм без существенных изменений. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Понятие «квалиа»всовременнойфилософиисознанияобсуждаетсявконтекстеразныхпроблемболееилименеечастных, но, пожалуй, именноиллюзионизмсталтемконтекстом, припомещениивкоторыйквалитативныесвойстваопытаоказываютсянаименееяснымиинаиболеезагадочными.

Квалиа, согласно Льюису, который ввел этот термин в используемом в современной философии значении, это понятие, отсылающее к качественным характеристикам опыта (или данности); они субъективны и невыразимы, а наше восприятие их непосредственно и безошибочно. Иллюзионизм вдохновленнаяфизикализмомтеориясознания, согласнокоторойфеноменальноесознаниеэтоинтроспективнаяиллюзия; намврезультатефункционированиямеханизмовинтроспекции, репрезентирующихнефеноменальныекакфеноменальные, толькокажется, что мы обладаем феноменальным сознанием, хотя на самом деле это не так.

Один из наиболее авторитетных иллюзионистов Кит Фрэнкиш выделяет три возможные стратегии говорить о квалиа: классическая какэтоделаетупомянутыйЛьюис; «диетическая»утверждать, чтоквалиаявляютсянеболеечемсубъективнымощущением, тем, каковоэтообладатьнекоторымопытом; и, наконец, «нулевая»считать, чтоквалиаэтосвойстваопыта, всилукоторыхмырасположеныутверждать, чтообладаемклассическимиквалиа, необладаяиминасамомделе [3. P. 2]. ЭтопроясняетДеннет, замечая, чтоСантаКлаус не является причиной чьего-либо убеждения о нем: квалиа, как и Санта Клаусу, не нужно существовать, чтобы мы могли формировать убеждения об их существовании и обладании ими [4]. Важно при этом, что такой подход не является элиминативистским и не просто отрицает существование феноменальных свойств опыта, но отрицает реальное их существование, оставляя их в качестве иллюзии, которой мы подвержены.

В качестве демонстрации несостоятельности концепции квалитативных свойств опыта Деннет приводит свои знаменитые интуиции, где пытается также показать, что мы не можем достоверно знать о своих квалиа: если, например, я много раз пил кофе в одном и том же заведении, но вдруг его вкус стал казаться мне другим, а мой друг утверждает, что он не изменился, но изменилось отношение к тому же вкусу; можем ли мы сказать, где все же произошли изменения: в кофе или в моих квалиа. Деннет приходит к выводу, что не можем, и поэтому у нас нет непосредственного доступа к ним, а значит, мы можем ошибаться насчет них.

Согласно аргументу зомби, мы можем представить физически идентичных нам существ, но лишенных феноменального сознания; в отличие от нас у них все происходит в «темноте»безсубъективногоопыта.

Иллюзионисты считают, что мы либо должны признать невозможность зомби, либо считать себя зомби, если единственное, чего они лишены, феноменальноесознание.

Квалиа этонеслонвкомнате, асамакомната.


Nick Fornit
01 Feb 2025


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.