vchc Jr. Poster Сообщений: 11 |
Читаю статьи по теме понемногу. Дайте, пожалуйста, ссылку на обоснование формулы оценки стимула: новизна * значимость. |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
Это никем никогда ранее не декларировалось, формула является результатом обобщения, а не уже хорошо проверенной аксиоматикой, т.е. это - гипотеза, основывающаяся на определенной аксиоматике [subject_id=35], [subject_id=36], [subject_id=15] и вполне фальсифицируемая возможностью спланировать опровергающий эксперимент. В самых общих чертах, ясно, что полное отсутствие распознавания новизны не привлекает внимания (отсутствует основа - ориентировочный рефлекс), так же как и полное отсутствия как-то связанной значимости так же лишает возможности привлечения осознаваемого внимания, т.е. полностью не субъективировано. Эти два момента совершенно однозначно наталкивают на мысль о функции перемножения или ее реализацией в виде модулятора (отсутствие любого из компонентов дает ноль). Формула является результатом обобщения не только в контексте вопроса внимания, а целостного рассмотрения всех механизмов, обеспечивающих поведенческую адаптивность к новым условиям, что показывается очень во многих статьях на сайте по данной проблематике. |
vchc Jr. Poster Сообщений: 11 |
Спасибо за ответ, nan. И отдельное большое спасибо за всю работу в области системной нейрофизиологии. Не могу сейчас полноценно дискутировать - не со всеми статьями ознакомился и тем более ещё не всё осмыслил. Однако по поводу новизны у меня возникла определённая группа вопросов. Например, что такое стимул с нулевой новизной? Создаётся ощущение, что новизна это интегральное понятие, которое может быть разложено на более простые составляющие и соответствующие этим составляющим отдельные нейрофизиологические процессы (тот же ориентировочный рефлекс). |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
О новизне можно говорить только в отношении субъекта, который ее ощущает (если только не использовать это слово как абстракцию). И тогда речь идет об активности распознавателей новой ситуации в восприятии, о которых первых начал говорить и изучать их Е.Соколов. Если не активируется никакой из таких распознавателей, определяющих, насколько данная совокупность признаков восприятия (образ) отличает от того, что было раньше в данной ситуации (в данном эмоциональном контексте, потому как смысл воспринимаемого и возможность реагирования определяется иерархией таких контекстов), то нет новизны, программы действий выполняются без осознания, автоматически. Если появился какой-то дифферент, это начинает привлекать осознаваемое внимание и если разность между привычным и новым, модулированная откликом системы значимости, превышает все остальные такие сигналы актуальности внимания, то фокус внимания переходит в эту фазу протекающего автоматизма. Если прогнозируется возможность нежелательных последствий и позволяет время, то автоматизм прерывается, сознание из режима корректирующего отслеживания переходит к творческому выбору более подходящего ответа. |