Короткий адрес страницы: fornit.ru/20672 
На форум
  Автор

Пропущенный критический период?

(Просмотров: 2375)
gvk
Имеет права модератора этой темыJr. Poster

Сообщений: 18
1. « Сообщение №45651, от Октябрь 07, 2018, 10:40:05 PM»

Возможно ли каким то образом компенсировать пропущенный критический период?

Меня интересует: абсолютный слух, мат.способности, синестезия, дислексия(лечение), и тд. возможно ли "развить" во взрослом возрасте. Даже чисто теоретически? с помощью bdnf и прочих трофических факторов или еще чего то? 




Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12275


E-Mail
2. « Сообщение №45652, от Октябрь 08, 2018, 08:27:21 AM»

Есть множество историй и видеороликов о том, как слепым от рождения из-за дефекта глаз сделали операцию, сняли повязку, и они с дикой радостью и изумлением начинают видеть мир, что приводит в умиление доверчивых читателей и зрителей. Все это – чистейшее вранье. Есть более правдоподобные статьи о том, что нет, сразу не могут ничего различать, но буквально через неделю – запросто, но это - спорно. И, есть еще более похожие на  правду, где говорится, что можно, но только если специально стимулировать мозг.

По любому понятно, что для этого нужны новые нейроны, созревшие в нужной зоне. Пока что нейрогенез обнаруживается только в области гиппокампа и ассоциативной зоны префронтальной лобной коры, да и то многие это оспаривают.

Но почему бы мозгу не устраивать нейрогенез повсеместно и не повторять критические периоды? Предположим, что нас удалось внедрить новые нейроны и они специализировались в первичных зонах. Толку от этого никакого не возникнет потому, от них нет связей к более сложным примитивам, и далее по всей иерархии развития сложности распознавания. Т.е. для того, чтобы возникли такие связи нужно для новых нейронов пройти весть период, что люди проходят от рождения.

Эта адаптивность решается с помощью замены поколений. Но в рамках одной жизни тоже есть механизм корректировки – на уровне субъективных моделей понимания, которые могут хоть сколько раз переписывать свое понимание и в самом деле постоянно заняты избавлением от всяких иллюзий и неадекватности. Они могут и помочь слепым от рождения, когда им прорезали глаза, но очень опосредовано, за счет сопоставления самых первичных откликов рецепторов с тем опытом распознавания вне зрения, который уже имеется. Это возможно потому, что у слепых первичные зрительные зоны тоже развиваются, но не для зрительной сенсорики, а для других видов. И после возбуждения зрительными рецепторами они выдают имеющиеся примитивы, что постепенно выправляется в понимании как можно быстро привыкнуть все видеть перевернуто или через цветной фильтр. Это возможно потому, что у слепых первичные зрительные зоны тоже развиваются, но не для зрительной сенсорики, а для других видов. И после возбуждения зрительными рецепторами они выдают имеющиеся примитивы, что постепенно выправляется в понимании как можно быстро привыкнуть все видеть перевернуто или через цветной фильтр.

 




gvk
Имеет права модератора этой темыJr. Poster

Сообщений: 18
3. « Сообщение №45653, от Октябрь 08, 2018, 10:11:41 PM»

Про слепых не понятно. Вроде видел где то, по моему в хюбеле про то что котятам закрывали глаза. Точнее глаз и если это происходило в крит. период то они даже после открытия глаза оставались слепыми, чем в таком случае отличается человек, ведь воздействие идет на уровне морфологии и патологии в клетках. А поскольку нейрогенеза нет то получается истории фейки?
Потом, получается если у меня есть слух без патологий то это значит что мои слуховые зоны развиты? Но абсолютный слух проверяют до 6 лет плюс минус, но ведь это не совсем слух, а как бы память на звук, который потом сравнивается с абсолютной шкалой в воображении, получается что это тоже закладка специфичных нейронов, или у них хитро образуются синапсы? Если так это ведь доступно нейропластичности? И возможно для тренировки.


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12275


E-Mail
4. « Сообщение №45654, от Октябрь 09, 2018, 08:05:11 AM»

Абсолютный слух обеспечивается уже на уровне улитки, где волокна резонируют с данной частотой звуковых колебаний. Т.е. изначально слух – уже абсолютный. Но у мозга очень развита подстройка для компенсации искажений. Стоит немного походить в желтых очках или переворачивающих изображение очках и довольно быстро эти искажения выправляются и уже не замечаются. Нам оказывается трудно точно распознать цвет, хотя три вида выделяющих цветовые компоненты рецепторов дают его абсолютно. Так же со слухом. Возможность распознать абсолютное значение в сенсорике является приобретенным и становится очень сильной привычкой в выделении главного в распознавании – сочетания признаков в канале восприятия, а не их точного положения. Мы из всех наклонов линии и ее масштаба распознаем, что это – линия, но при этом уже труднее распознать угол наклона или масштаб.

>> это ведь доступно нейропластичности? И возможно для тренировки.

Первое, что приходит в голову на случай, если нет новых нейронов, то почему бы нейрону не переиграть свою специализацию при необходимости? Но в первичных зонах мозга нет никакой возможности определить, что правильно, а что нет, там нейроны специализируются “без учителя”, приспосабливаясь к наиболее повторяющемуся и отметая случайное за счет тормозного контрастирования соседями. И если допустить постоянно изменение специализации то получится, что вот, научился он распознавать круг, а потом появилось на этом месте линия и он переиграл, став распознавателем линии. И.е. он никогда бы не стал распознавателем чего-то определенного. Поэтому нейроны имеют точно отработанный эволюцией интервал времени специализации – “критический период” обучения. Это бывает только когда созреют нейрона данного слоя, выбросят дендриты в сторону наивысшей активности и начнут привыкать к данному профилю активности на своем входе. И не всякий новый нейрон готов стать детектором сочетания признаков, а нужно чтобы он нашел свое место, мигрировав туда, нужно чтобы была определенная среда метаболизма вокруг, способствующая началу формирования активности и не было конкурирующих уже специализированных соседей, которые своей преобладающей активностью просто затормозят любые попытки возбуждения нового нейрона.

Поэтому для образования нового распознавателя необходим и новый нейрон, но даже этого оказывается недостаточно.




gvk
Имеет права модератора этой темыJr. Poster

Сообщений: 18
5. « Сообщение №45661, от Ноябрь 26, 2018, 10:40:14 PM»

В общем я так понял что:
тут https://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/genius/genius.php от слов "При недостаточности каких-то примитивов восприятия..."
тут https://scorcher.ru/notik/show_node.php?id=780 "Это означает, что даже базовые, простейшие связи в нейронной сети могут существенно различаться в зависимости от специфики условий, в которых развивается организм, даже если первоначальные геномы были идентичны (однояйцевые близнецы)."
В общем получается, что это среда зависимое развитие нервной системы, насколько я понял.
Но остался вопрос: все таки есть какие то рамки, того что развивается в каком возрасте? Кроме https://scorcher.ru/adaptologiya/children/dyeti_i_politika.php
Чтоб было понятно в какой последовательности чему то учиться,если такое вообще имеет смысл, или хотя бы хоть какие то данные. Потому что все время встречаю критический период, примитивы восприятия, первичное обучение и тд. но цифр нет) или это все просто логичные идеи педагогов(разумеется не учитывая експерименты со зрение зверей и обучение речи детей "маугли") которые не имеют подтверждения?


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12275


E-Mail
6. « Сообщение №45662, от Ноябрь 27, 2018, 08:02:10 AM»

>>есть какие то рамки, того что развивается в каком возрасте?

Конечно же все развивается, последовательно усложняясь при корректирующем влиянии среды и социума и это организуется в последовательность созревания слоев мозга, проявляющихся как критические периоды.

 

Статьи по развитию ребенка:

Развитие ребенка и влияние родителей

Адаптивное обучение

Фактические данные исследований:

Критические периоды развития

Индивидуальное развитие