Исследования доказывают, что приятная наружность автоматически вызывает у нас симпатию. Видя привлекательное лицо, мы бессознательно ассоциируем его с такими чертами характера, как доброта, честность, ум. Обладателям приятной внешности работу предлагают охотнее, чем их невзрачным конкурентам, и они получают более высокую зарплату, чем их столь же компетентные коллеги.
Но откуда взялось это иррациональное воздействие красивой наружности и почему оно вообще существует? Некоторые исследователи решительно обвиняют в этом Голливуд. Стивен Смит из колледжа Северной Джорджии и его коллеги решили выяснить, так ли это. В ходе первого из двух «разоблачительных» экспериментов исследователи отобрали 20 самых кассовых фильмов каждого десятилетия за периоде 1940 по 1989 год. Затем они попросили группу участников опыта просмотреть эти фильмы, оценив основных действующих лиц по разным аспектам их личности, включая степень физической привлекательности, а также сделать прогноз: как могла бы сложиться их дальнейшая, за пределами кинокартины, жизнь. Высидев на всех фильмах от «Эта прекрасная жизнь» и до «Вокруг света за 80 дней», от «Последнего танго в Париже» и до «Битлджюс», участники эксперимента дали оценку 833 персонажам. Исследователи выяснили, что физически привлекательные герои выглядят более добродетельными, дружелюбными и умными, а жить они будут, по представлениям респондентов, долго и счастливо.
Эти результаты вызывают интерес, но все же доказывают, что подобное кино действительно формирует стереотипное мышление. Чтобы окончательно разобраться в данном вопросе, экспериментаторы провели второе исследование. Они отобрали несколько фильмов, в которых нравственно привлекательные люди либо наружно выглядели на редкость красиво, либо имели совершенно обычную внешность. Например, в фильме «Гордость янки – 3» рассказывается подлинная история жизни знаменитого бейсболиста Лу Герига. Его играет писаный красавец Гэри Купер, который показал, каких успехов добился Гериг в спорте и с каким достоинством переносил поразившую его врасцветелет тяжелую болезнь. На противоположном конце спектра шли фильмы вроде «Вверх по лестнице, ведущей вниз», в котором молодая, энергичная учительница пытается что-то изменить к лучшему в неблагополучной школе в гетто. Исполнительница главной роли Сэнди Деннис продемонстрировала выдающуюся игру, однако в отличие от того же Гэри Купера она не обладала внешностью классического голливудского идола.
Группе добровольцев предложили посмотреть один из фильмов и оценить его с разных точек зрения. Затем их попросили принять участие и в другом эксперименте. Им сообщили, что в находящемся поблизости университете требуются специалисты, способные адекватно оценить подготовленность аспирантов. Каждому добровольцу выдали папку с резюме и фотографиями соискателей и предложили определить их профпригодность. Все резюме были абсолютно одинаковые, но с разными фотографиями: с симпатичным лицом и не слишком приятным. В итоге те участники эксперимента, которые только что посмотрели фильм типа «Гордости янки – 3», особо высокие оценки поставили привлекательному кандидату и очень низкие – невзрачному. Но те добровольцы, которым показали фильм «Вверх по лестнице, ведущей вниз» или ему подобный, не отдали ни одному из соискателей решающего предпочтения. Сразу после просмотра фильма с героями нестереотипной внешности подход к восприятию человеческой личности у участников опыта в корне изменился, хотя сами они этого и не осознавали.
В данном эксперименте предусматривался показ каждому человеку всего по одной кинокартине, которая заставила его смотреть на вещи под определенным углом. Нетрудно представить, каковы последствия трансляций тысяч телепрограмм, рекламных роликов и кинофильмов, выполненных в одном и том же ключе, для всего человечества.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||