Статья не понравилась именно методологически: это - типично алхимическое исследование, т.е. тыкание наобум, а не проверка уже обоснованной гипотезы, т.е. ближайшей к некоей аксиоматически выверенной системе представлений. У авторов исследования не было даже черновой концепции, а были догадки (так выглядит их "гипотеза" в сравнению с гипотезами - как следующий шаг от уже хорошо понятого). Можно гадать, почему они, несмотря на то, что понимают относительность личного отношения к реальному или не реальному, все же настаивали, что личное отношение к реальному выше. А чтобы не гадать, просто выскажусь более подробно.
Оценка реальность или не реальность - мало значима для личного отношения к этому. Не реальное может быть очень важно или совершенно пофиг. Как и реальное. Это - просто качество, которое распознается и учитывается как некий признак в восприятии, наравне с другими признаками.
Есть множество совершенно таких же качеств, которые распознаются настраиваемыми опытом жизни распознавателями: этот предмет относится к кухонной утвари, или это - что-то относящееся к фотографии. Сами по себе такие признаки никакого отношения к личной значимости не имеют, но в ситуациях, в которых они участвуют и которые затрагивают личные отношения, с этими признаками связывается это появившееся личное отношение, причем именно в контексте условий, в которых произошло взаимодействие.
Вот и все :)
Вот и признаки культуры, о которых упомянул Клон - точно так же. В Киргизии невозможно с пониманием общаться с киргизами в ауле, если не соблюдать эти моменты, иначе становишься просто бараном в их глазах. Нужно правильно приветствовать и правильно отвечать, соблюдать ритуалы чаепития и т.п., и это - прямое требование их религии. И при этом никто не погружается в религиозные переживания и вообще не думает о религии (даже: "я это делаю на всякий случай"), это - привычная деталь культуры, обеспечивающая взаимопонимание.
" Мне показалось, что в ней (в статье) высказана идея о том, что значимость той или иной идеи, того или иного образа влияет на ту оценку, которую дают распознаватели "это не существует". "
В статье так и заявлено. Но такой связи нет. Можно знать точно, что этого не существует, но быть очень не равнодушным к этому и строить свои субъективные фантазии, которые получают статус очень важных и которые могут доминировать среди всего другого. Такие субъективизмы так или иначе имеют выход на реальность и, в конце концов, начнут в реальности проявлять себя, но могут быть долгое время инкапсулированы (сорри), проявляясь лишь во внутреннем мире, а внешне чел. кажется вполне разумным и трезвомыслящим. Пока или в разговоре или в делах, чем-то напоминающих эту вынашиваемую Идею, не проявится далеко зашедшее личное отношение.
27.02.2010г. 9:26:23