В поддержку Индетерминизма или вернее нежесткого Детерминизма, часто вижу доводы, что квантовые явления можно объяснить только через случайность, которая существует объективно не зависимо от наших знаний. Но разве квантовые явления нелязя объяснить через элементарное незнание всех причинных факторов? Разве квантовая механика потеряет свою
значимость и приминимость, если вероятность будет результатом не объективной случайности, а результатом случайности от незнания всех причинных факторов? (так как сам плохо знаком с квантовой механикой, обращаюсь за помощью к разбирающимся).
П.Гольбах писал: «Ничего в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов либо приписывать некоторые следствия случайности - значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются»
Остроградский писал:"В природе нет вероятности. Все, что происходит в мире, непременно и несомненно. Вероятность есть следствие слабости человеческой, она относится к нам, существует для нас и может быть только для нас".
"такие крупные ученые, как М. Планк, Г. Лоренц, А. Эйнштейн, Э. Шредингер, часто выражали свою неудовлетворенность квантово-механическим способом описания. Они считали, что вероятностный характер квантовой механики не является свидетельством какой-либо неопределенности, присущей самой природе, и что в будущем появится такая теория, которая позволит описывать микроявления, не прибегая к вероятностно-статистическим методам. "[ДЕТЕРМИНИЗМ И ВЕРОЯТНОСТЬ (Копцов)]
"Вероятность является неотъемлемым атрибутом всех наших суждений, ибо человек как конечное, ограниченное существо никогда не будет обладать абсолютно достоверным знанием о мире. Основываясь на ограниченных знаниях, он всегда вносит в свои умозаключения элемент неопределенности. Это обоснование особенно обстоятельно развил Джевонс, а затем его повторяли с разными вариациями многие приверженцы концепции лапласовского детерминизма." "[ДЕТЕРМИНИЗМ И ВЕРОЯТНОСТЬ (Копцов)]Цитаты привел, чтобы хоть както поддержать жесткий детерминизм через авторитеты
Как мне кажется многие ученые придерживаются концепции нежесткого детерминизма по той же причине по какой в обыденном сознании существует понятие душа, бог. Ведь если принять концепцию жесткого Детерминизма, то автоматически мы приходим к тому, что "свобода воли" попросту иллюзия.
Свобода - иллюзия, возникающая благодаря тому, что мы не осознаем полностью всех влияющих на нас детерминант.
(П.В. Симонов)А ведь такую концепцию не просто принять. Это так же тяжело как обыденному сознанию представить, что после смерти ничего не будет, и выходит что
смысла
жизни в какомто абсолютном
смысле не существует. Получается, что то что я сейчас пишу, и то что мне ответят(или не ответят) уже можно было бы просчитать от самого момента сотворения вселенной! И так до бесконечности вперёд и назад во времени.
Смоделируем мысленно свою вселенную (тут примерно в таком направлении высказывались мысли, но как по мне не дорозвили их):
Замкнутый объём в нём шар. Задаем законы по которому шар будет двигаться в этом объёме и взаимодействовать с границами объема. И так получили простую детерминированную вселенную, состояние которой в любой момент времени мы сможем просчитать однозначно зная начальные условия. Дальше добавляем в систему еще шар, добавляем закон по которому шары будут взаимодейтсвовать между собой. И эту систему мы сможем просчитать. И так чем больше шаров, тем сложнее физически будет просчитывать данную вселенную. Перейдя некий порог в количестве шаров мы будем вынуждены уйти от точных расчетов и перейти к вероятностным, статистическим расчётам. Но ведь переход этот не будет связан с тем что вселенная наша вдруг стала индетерминированной(она все также детерминирована), а связан лишь с тем, что мы неможет просчитывать физически все причинноследственные связи между всеми шарами.
Так и в реальной вселенной все объекты связанны между собой прямо или косвенно, но мы не можем просчитать стремящееся к бесконечности количесвтво связей, а поэтому мы вынуждены выделять те связи, которые наиболее сильно влияют на состояние интересуемого нас объекта, исключая все вторичные причины(связи). Например на шарик который я сейчас держу в руках влияет вся вселенная, но чтобы не усложнять расчеты мы выделяем лишь наиболее
значимые воздействия(причины) в рамках требуемой точности. Так если я хочу расчитать время падения шарика , я учту только силу тяжести земли, но если же мне нужно будет вывести его на орбиту Марса, то нужно будет уже учесть воздействия всех крупных объектов солнечной системы, чтобы более точно с
прогнозировать движение шарика.
Возможность выделить наиболее
значимые причины исключив вторичные, я так понимаю, это особенность макромира, а вот с переходом в квантовые масштабы выделить какуюто одну или несколько
значимых причин, которые практически полностью определили бы положение частицы в пространстве не возможно, так как все причины становяться практически равнозначными, и чтобы определить положение частицы нужно учесть например положение бесчисленного множества других частиц, что в принципе не возможно, а отсюда и вероятностное определение положения частиц. Но если бы мы могли учесть все причины, то мы могли однозначно определять пожожения частиц в пространстве.
Последняя часть это лишь мои мысли. Рад буду коментариям!
29.05.2012г. 22:43:15