"...прекращение инфантильного периода развития, в котором главным является постоянная адаптивность к новым условиям, постоянное осваивание новых навыков, прямиком ведет к асоциализации и сопутствующей депрессии. Есть немало косвенных сведений о том, что программа индивидуального развития переходит к завершению индивидуального существования, в случае прекращения периода инфантильности (который может быть активным и всю сознательную жизнь), что характеризуется многими психифизиологическими показателями (в том числе и балансом нейромедиаторного фона, характеризующего преимущественный эмоциональный контекст). Т.е. программа развития переходит к следующему после инфантильности этапу - угасанию адаптивных качеств, что, конечно, сложный, многофакторный процесс, который зависит не только от уровня активности адаптивных поведенческих систем. "
"... как у людей, так и у других животных, акты творчества очень не часты потому как новизну проблемы и ее значимость сохранять на высоком уровне сложно. Поэтому возникновение творческой доминанты [9] нерешенной проблемы - очень редкое явление. Кроме того, очень небольшая часть людей оказывается специализированной в развитии таких навыков"
Статьи о творчестве и неудовлетворенности существующим навели на некоторые мысли в свете прочитанной книги психиатра/психотерапевта Юрия Вагина "Креативные и примитивные". Постараюсь кратко передать ее суть.
Автор условно делит всех людей на примитивов - консервативную часть общества, к которой принадлежит абсолютнон большинство, и креативов - малую его часть, представленную неугомонными исследователями-творцами во всех их проявлениях. Первых он считает совершенной нормой, вторых - скорее патологией, но им же принадлежит и подавляющая часть того, что движет человечество вперед. Это как раз те люди , что не способны успокоиться, остепениться и довольствоваться имеющимся - то есть, их индивидуальная программа развития не заканчивается на том этапе, на каком обычно завершается у болтшинства людей (20-25 лет). А до этого времени - в юности - абсолютно все люди так или иначе креативны и в той или иной степени и не удовлетворенв существующим. Между 20 и 30 годами происхолит "кризис аутентичности" - переход от креативной юности к примитивному взрослению и остепенению. У большинства это переход безболезнен и даже приятен - в жизни появляется стабильномть, человек пожинает плоды труда предыдущих лет, занимает какое-то положение в обществе, создает семью и тд и тп. В этом благополучии он спокойно доживает свою жизнь. Но, бывает, кризис аутентичности вочпринимается очень тяжело - человек чувствует себя выброшенным из жизни, его мечты рушатся, все становится бытовушно-серым и неинтересным, ему кажется что он ткряет себя. Вагин говорит о том, что в этом случае человек как бы зависает между состояниями креативности и примитивности, и ни туда ни сюда не может определиться: ему по прежнему вроде хочется свершений и яркости юношеского периода, хочется творить и реализовыааться, а с другой стороны - нет уже былого смысла, который вкладывался в юности, нет уже того запала и драйва, и в итоге человек и не творит и нормальной, спокойно-размеренной жизнью жить тоже не может.
Вторая идея автора заключается в том, что психотерапия примитивных и креативных личностей коренным образом отличается: в первом случае человеку надо помочь адаптироваться к обычной нормьной жизни в обществе, какую ведут абсолютное большинство, помочь ему найти в этом обществе свое место и направить его энергия от собственного Я в русло социализации и окружения, то есть терапия идет как бы "от себя". Во втором случае наоборот надо почь человеку сосердоточиться на себе самом вопреки обстоятельствам и использовать свой мощный потенциал которытолько и может его спасти.
Вообще книга написана красиво и интересно, особенно местами, и местами правдиво, но в целом теория автора вызывает сомнения. Если кто-нибудь читал книгу - было интересно обсудить.
"Показано, что неудовлетворенность существующим не наследуется генетически, а является неизбежным побочным результатом адаптивности к творчеству.
Никакое богатство и власть, никакие достижения не способны человека, развившего действенный творческий потенциал и способного к творчеству сделать удовлетворенным существующим и пребывать в благодушии. Его удел - преобладающий фон негатива, которому, впрочем, он умеет не придавать большого значения, а давно считает нормой, и это - в самом деле адекватная норма. В противоположность этому находящиеся в благостном довольстве, соответственно, не способны к развитию культуры, они - паразиты культуры (потребители культуры, не привносящие самобытности), даже если имеют социально востребованную активность, защищающую их от депрессии (см. Быдло или не быдло - вот в чем вопрос). Это - серьезные доводы для осмысления желания заняться самосовершенствованием."
Автор вышеупомянутой книги, насколько я поняла, говорит как раз о врожденном типе креативной либо примитивной личности. Nan же пишет что творческий потенциал можно развить. Так все таки насколько этот потенциал предопределен и насколько поддается развитию?
16.07.2014г. 13:45:45