Обычно спрашивающий уже знает бОльшую часть ответа, когда формулирует вопрос. Но с другой стороны, если вопрос задан, то он ждет ответчиков, возможно даже, спрашивающий предположительно знает каких. Поэтому скажу свои мысли на этот счет. Правда, придется столкнуться с рядом противоречий, которые встанут на пути к ответу, но, как говорится, per aspera ad astra. Ответ будет довольно емким, ибо этого требует вопрос. Ты говоришь, что
симметрия созвучна ощущению прекрасного. Но ранее было сказано тобой же, что
строгая симметрия редко может вызвать ощущение гармонии - красоты соразмерности. Действительно, в мире больше асимметрии, или все _относительно_ симметрично. К примеру, правая и левая половина человека асимметрична (причем, если повдумчивее посмотреть на себя в зеркало, можно понять, что одна часть лица красивее другой), однако не уходят от законов гармоничных пропорций другие вещи, скажем, длина ступни равна расстоянию от основания кисти до сгиба внутренней части руки. Так как мы говорим о «красота = гармония», то никуда не можем деться от субъективизма. И как ты сам приводил раньше пример, когда уже заходил разговор на эту тему, что у некоторых под прекрасным подразумевается что-то мерзкое, не помню, с чем сравнивал (на мой взгляд – это извращение или отклонение от нормы). Но все же есть определенные нормы и границы, которые можно сравнить с границами между здравомыслящим человеком и сумасшедшим. За свою
жизнь мы пропускаем через себя столько различных состояний, что порой эта грань становится размытой.
Многих зачаровывают краски закатов, голоса птиц в лесу, но другие приходят в лес, надевают солнцезащитные очки, врубают музыку, напиваются до поросячего визга. И спрашивается, где единое восприятие красоты (гармонии) природы?
Хотелось бы затронуть барокко. Многие считают это направление в искусстве прекрасным. Но в нем нет симметрии! Т.е. однозначно, что закон «гармония = симметрия» не действует. Значит, никакой чистой красоты (гармонии) не существует? Нельзя говорить о том, как возникает ощущение прекрасного, когда у всех оно возникает очень индивидуально, как по степени, так и по выбору объекта любования.
Помню, физичка как-то спросила нас на лекции в универе: «почему скрежет мела по доске вызывает неприятные ощущения и вызывает мурашки на коже?» Конечно, она и сама не смогла ответить на этот вопрос. Но у меня-то этот вопрос даже и не возникал, ибо я не ощущаю никаких побочных эффектов со своей стороны. Кто-то не переносит запах пряностей, скажем, петрушки, а иной лопает ее с удовольствоем.
Почему некоторые признаки в восприятии сочетаются с ощущением приятного?Не знаю, что интересно-радостного может дать ответ на этот вопрос, все равно все упрется в физиологические различия между людьми, в то, что у одних чего-то больше, чего-то меньше, что есть определенная область, находящаяся где-нибудь в коре головного мозга, ответственная за восприятие прекрасного; а про женщин, которые воспринимают все более острее и внимательно-чувствительнее, будет вообще разговор особый.
Ну, а теперь можно и что-нибудь умное сказать.
Раз заходила речь про художников, можно поговорить и про цвета.
Скажем, на восприятие цвета влияет установка, которую задал себе человек. Таким образом, наш взгляд на мир зависит от того, что мы знаем и что чувствуем. Но если даже цвЕта как объекта реального мира не существует в принципе, то как же быть с красотой? Ведь цвет - не больше, чем осознание воспринятого глазом электромагнитного излучения видимого диапазона. Человек бессознательно ассоциирует некоторые предметы с определенными цветами. Причем, дальтонизм встречается нередко, правда, неярко выраженный, особенно у мужчин. Объективно же восприятие цвета очень изменчиво в зависимости от необычности окружающей ситуации,
психического состояния, степени физической усталости. В стрессовом состоянии у человека резко обостряется восприятие цветов, а при общей утомленности — притупляется. Даже можно сказать, что не только цветов, но и четкости очертания предметов. Так что после напряженной работы лучше к окулисту не ходить. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Считается, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Если верить специальным исследованиям, то 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% — зрением.
Несколько слов о психологии формы.
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека. Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов. Точно так же организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности. Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. Выбирая ту или иную форму листа, художник может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата перцептивно оказываются очень активными зонами. Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного — изображения лица.
Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии. Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта. Незамысловатые и симметричные формы "прочитываются" гораздо быстрее других, привлекают внимание.Но скорее, в этом вопросе нужно отталкиваться от искусства, в частности, от
культурологии. Хотя в приведенной ниже ссылке на статью не найти ответа на вопросы «как» и «почему», но, по-крайней мере, «красота (гармония)» отражены там в нужном
контексте, и можно проследить перевоплощение значения рассматриваемого нами термина в хронологической последовательности:
http://ref.by/refs/41/36549/1.htmlА эта статья ближе к ответу, если использовать некоторые положения как точку опоры:
http://zhurnal.lib.ru/p/pogorelow_r_j/robertp-11.shtml22.06.2008г. 13:54:32