>>Сейчас в Google в английской версии можно встретить в поисковой выдаче несколько распознанных контекстов для одного слова.
Ты имеешь в виду, что если забить слово "наука" в google.com, то, кроме обычной выдачи, справа возникает два уточнения:
1. Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Википедия
2. Возможно, вы искали Наука издательство «Нау́ка» — советское и российское ...«Нау́ка» — советское и российское академическое издательство книг ...
? И там нет возможности посмотреть выдачу в этих контекстах и, тем более, еще уточнять контекст.
>>Сейчас есть meta теги, которые дают возможность указать ключевые слова и тематику страницы. Этого мало, как инструмента для указания контекста?
Это - вообще не указывает никак контекст, а воспринимается именно как ключевые словосочетания, но не дают возможности задать тематику, выделяя ее именно как тематику. Есть и дополнительная "разметка", но очень специализированная и с узким назначением. Кроме того, вэб-мастер не может сам отнести страницу к одному из сформированных контекстов яндекса, не зная о том, какеи же уже сформированы, ему нужно дать инструмент выбора из иерархии таких контекстов.
>>Как визуально это должно выглядеть? Вот, например, ... http://www.quintura.ru/
Обрати внимание на следующие основы. Напишу несколько пространно, но это важно.
Пользователь имеет вопрос, смысл которого определяется его контекстом понимания. Идеально задача поисковика - максимально близко понять смыл и в достаточно близком контексте выдать то, что соответствует этому смыслу в порядке убывания важности с точки зрения именно пользователя. В реальности контекст понимания пользователя начинается с наиболее общих эмоциональных контекстов, которые определяют, а что за проблема заставила задать этот вопрос (очень важно бывает для корректного ответа спросить: "А почему ви это спрашиваете?.."). Задача в контексте базовых эмоций: нужно найти выход из конкретной беды, или нужно начти способ принуждения того-то к тому-то, или нужно добиться успеха в отношении с женщиной и т.п., наиболее человеческий из контекстов является познавательный (исследовательский, творческий). Смысл вопроса теряется с потерей этих наиболее базовых контекстов и, в лучшем случае оказывает лишь в отсеченном познавательном, что и практикуется всеми поисковиками, включая http://www.quintura.ru/. Во многом, такое, возможно, было бы достаточно оправдано и достаточно эффективно: выдадим все, касающееся всей темы данной предметной области познания, а пользователь пусть сам прикидывает как это использовать в его субъективной задаче. Но даже такое никак толком не реализуется.
Главное из сказанного: невозможно заранее предложить пользователю все возможные контексты, их слишком много и нет смысла этого делать до того как задан запрос. Контекст запроса - находится на стороне пользователя, а поисковик его должен распознать и предложить то в своей системе уже сформированных контекстов, что в наибольшей степени этому соответствует. Ты хорошо проиллюстрировал это:
Например, если я иду по городу и набираю "пицца", то скорее всего я хочу найти пиццерию. А если я дома на кухне, то набирая "пицца", я хочу узнать, как её приготовить. Так ведь?
Конечно же, поисковик принципиально не может угадать это, пока не предложит конкретно уточнить.
Как именно это может выглядеть визуально, должны разработать спецы поисковика. Как бы я хотел это видеть в качестве пользователя - написано в статье в двух вариантах
1. ввожу запрос, если он не многозначителен, мне предлагается набор первых контекстов, обеспечивающих перекрытие этих многозначительностей (запрос "пушкин", предлагается: город, поэт, фамилия), пользователь кликает на одно из предложенных: "фамилия", ему предлагается: происхождение фамилии Пушкин, все персоналии по фамилии Пушкин, осталось выбрать еще разок, чтобы смысл запроса стал достаточно однозначным.
2. ввожу запрос "пушкин", а мне выдается страница с перечнем контекстов и краткой справкой по ним: столько то ответов у этого контекста, краткое пояснение. Выбираю: "поэт", получаю еще страницу уточнений: биография, творчество, о поэте и т.п.
Понятно, что второй вариант - более информативен и позволяет в большей степени точно приблизиться к смыслу запроса, но первый - более оперативен и быстр.
На первый взгляд выдача сначала нескольких страниц контекстов может обескуражить, но выдача вообще всего, что касается "пушкин" без сортировки по важности с точки зрения пользователя, а по некоей мегаформуле, хотя сегодня и более привычна, но и неизмеримо более бесполезна и требует чтобы он научился "грамотно" формулировать запрос, что есть - целое искусство и у неискушенных вызывает затруднения. Вот если бы пользователя сразу приучили к контекстному поиску, то и не было бы кучи проблем ни для него, ни для поисковиков.
>>Насколько я понимаю, поисковые системы уже сейчас умеют определять основную тематику ресурса. Но тематика ресурса и контекст поиска, это ведь не одно и тоже?
Поисковики сегодня вообще не формируют иерархию контекстов, у них есть относительно скупое подобие такой иерархии, отраженное в структуре их каталогов сайтов. И определяют они тематику ресурса очень грубо, не попадая. Учитывая, что нужно определять не тематику ресурса, а тематику конкретной страницы (а тематика ресурса может только помочь это сделать, если вэб-мастер не задает разметку того к какому контексту относится страница), на сегодняшний день это практически не может помочь в контекстном поиске.
14.04.2014г. 10:10:09