Условно выделил эти три фактора потому, что они перекрывают иерархию развития произвольности, щас поясню. Конечно, можно еще подразделить их, выделив любое, даже бесконечное число, например, принуждение и дисциплина.
Основа всего этого - одна - способность произвольно придавать объекту внимания и предполагаемого действия значимость, часто вопреки более древней, неосознаваемой системе значимости (которая на основе распознавания отклонения важнейших параметров гомеостаза от нормы, т.е. того что становится опасным).
Ребенок ~3 лет не способен к произвольному приданию значимости, но способен уже переносить авторитарно навязываемые значимости родителями на объекты своего внимания. Ему чрезвычайно трудно не поддаваться боли или, наоборот, не стремиться к сладостям (пока не объестся ими и гомеостаз не запротестует). Но авторитарное принуждение понемногу формирует то, что способно противостоять первичной, гомеостазной значимости, сначала рефлекторно (без участия осознания), потом уже с понимаем, что это преодоление более выгодно. Его можно убедить убрать у себя в комнате, хотя это ему совершенно не интересно, с одной стороны, применяя наказание в случае захламления, скажем, "потерей" важных игрушек, и с другой - премируя за "помощь маме". Он начинает осознавать, что получает и выигрывает больше, сумев преодолеть неинтересное. И этого неинтересное обрастает уже осознанной значимостью, сулящей желаемое после незначительной неинтересной работы.
Ну, а когда уже выработан автоматизм в определенное время делать то-то, то уже нет проблем с отрицательной мотивацией, просто делаешь и не замечаешь.
В принципе, умение придавать значимость при понимании нужности выполнения работы достаточно произвольно, чтобы каждый мог его применить. Но если человек не видит, зачем это нужно, то такая бессмысленная работа трудно позитивируется.
Вот зачем убирать в квартире? Это - чистая работа прогностического моделирования: не убрав месяц, получаем нежилой бардак и позор перед гостями. Осталось позитивировать это, уюедительно прогнозируя выигрыши и плюсы уборки. Ну и сам процесс более детально можно позитивировать, например, задавшись выработать умение эффективно удалять пыль, изобретая всякие приспособы и делясь в соцсетях классными находками и т.п.
Альтерантива - развитие самодисциплины, которая позволяет проявлять произвольность вопреки острому нежеланию и неприятности, делая пока еще непозитивированное, но имеющее ясно понимаемую цель успешных последствий. Самодисциплину тоже можно позитивировать, убеждая в героики, показывая другим свои успехи в фитнесе, диете, настойчивости в чем-то, убеждая себя в позитивности такого метода, а не закрепляя негатив мыслями типа "как же мне это все нахрен надоело!!" и загоняя себя в капкан положительной обратной связи (зависимое состояние).
Позитивировать - значит четко и убедительно для себя представить выигрыш от волевого преодоления данного негатива, т.е. пристегнуть тот далекий впереди позитив к текущему негативу и он должен быть сильнее.
Творчество - наиболее высокоуровневое использование произвольности, требует немалых наработок умений в направлении своего интереса, которым может стать негативная нерешенная проблема. Т.е. негатив жизненного тупика может быть преобразован произвольно в интерес и цель изучить это и выработать наилучшее решение.
03.07.2016г. 16:22:36