Вы правы: "основы методологии задает сама философия". И она уже их задала в предварительном развитии взаимосвязанной системы важнейших принципов научной методологии (а не вообще методологии). На этом роль философии как способа предварительного осмысления проблемы заканчивается, точно так же как и вообще ее любая роль: философия нужна тогда, когда в данном направлении исследований пока не обнаружена система и приходится применять доступные рассуждения (для чего нужна любовь к рассуждениям).
Как только система обнаружена и верифицирована, философия в этом месте становится более неуместной, ее заменяет конкретное знание.
Так что рассуждать с пользой можно и нужно только о чем-то достаточно новом, а старое уже вполне состоялось в конкретных, не философских утверждениях. Это - полностью соответствует основному принципу индивидуальной адаптивности, модель которого представлена на этом сайте.
Философию часто путают с методологией рассуждений и творческих приемов. Это стоит учитывать. Вообще сам предмет философии не определен философами и существует неисчислимое количество различных философий.
Здесь у нас вопрос не о споре о словах и понятиях и, тем более, не спор "о научности методологии", а необходимость формализации очень важного критерия (не)научности исследований и их результатов.
Вопрос о научности и его критериях не многозначен, а вполне конкретен и практичен: если в чем-то не соблюдаются важнейшие принципы научной методологии (НМ), то это не относится к науке, т.е. к тому, что не может опровергаться последующими утверждениями и на что можно полагаться в тех граничных условиях, которые были определены.
К примеру, в исследовании обработаны только положительные результаты и игнорированы отрицательны, - нарушен важнейший принцип НМ, результат не верен. Или в утверждении есть определение объекта описания, но не заданы граничные условия его использования, вывод: утверждение ненаучно и возможно составить бесконечное множество условий, где оно будет опровергаться фактами. Или же кто-то начинает исследовать (не)существование Бога (Абсолюта и т.п.), - неопределенный предмет исследования находится вне науки. Еще момент, кто-то предлагает чрезвычайно убедительную и чрезвычайно важную концепцию получения безграничной энергии из физического вакуума и показывает работающее устройство, но отказывается предоставить полное описание, такое утверждение ненаучно, - здесь применим вступает в силу принцип разумного скептицизма в отношении важных утверждений. И т.д.
Упомянутые вами ошибки, неудачи - необходимый и важнейший этап исследования и его обобщений, существует НМ обработки ошибок. На одних удачах исследование не построишь, это - иллюзия.
НМ - инструмент, сформированный и эффективно эволюционировавший для избегания иллюзий и некорректностей.
А вот это утверждение считаю неверным: "Метафизика бывает эффективна в частных науках именно потому, что такие дисциплины изучают только небольшую часть или ограниченную сторону реальности". Научная методология исключает метафизику своими принципами и полностью самодостаточна, и вы не сможете привести ни одного корректного примера позитивного использования метафизики в науке. Для этого, как минимум, нужно определить, что же такое наука, иначе рассуждения на тему становятся бессмысленными.
"А что в самой реальности, в ее целом, нет абсолютной определенности и предопределенности, об этом говорят нам и квантовая физика". Это - так же неверное утверждение. Не стоит путать квантовомеханическую неопределенность, ограниченную единицами квантов и неопределенность субъективного восприятия в виду недостаточности средств его определенности. Это - совершенно разные вещи: КМ неопределенность - лишь специфический термин для обозначения вполне определенного и описываемого соответствующей функцией распределения поля квантовых взаимодействий. В реальности все объективно определённо своим вполне определенным представительством окружающего, сцементированного системой фундаментальных взаимодействий, но для нас это типа пока непознаваемо и в чем-то, неопределенно.
08.11.2016г. 9:07:43