"под любую точку зрения, если речь не идет о проблеме из области «точных наук», можно подобрать соответствующие факты, таким образом ее «доказав». "
Это расхожая идея
мистика Уилсона
http://www.scorcher.ru/mist/wilson/wilson.htmКонечно же она совершенно неверна. Почему - в комментариях в тексте ссылки.
"любые рамки можно преодолеть"
верни свое детство, а?...
"ценна каждая
жизнь"
вот это бесспорно. Вот только не стоит пытаться взлететь над пропастью без крыльев.
"То, о чем вы пишите, - обычный кризис"
Вот именно: обычный, типичный кризис...
Как можно расширить рамки и от чего это зависит? К сожалению, очень многое зависит не от нас, а от родителей, хотя и от нас зависит очень не мало.
Kak очень правильно сказал о том, что могло бы расширить рамки. Можно сказать это более определенно. Все зависит от того, какой базовый комплект представлений, умений, а точнее, какие ситуации и условия научился распознавать и как на них реагировать в тот или иной период критического развития.
Человек проходит через несколько качественно отчетливых критических периода развития и постоянно претерпевает невыраженные критические периоды. В первый, например, развиваются тактильные и мышечные навыки распознавания-действия, есть период, когда эффективно развиваются
вербальные структуры и т.п. Вот в чем суть этих периодов.
Нервные клетки по-началу вообще не имеют подключенных контактов и из-за этого оказываются в состоянии спонтанной, (пейсмеккерной) активности. (Как только
нейрон созревает до стадии функциональной готовности, он становится способен возбуждаться и время от времени возбуждается из-за самых различных факторов, поляризующих его мембрану в условии отсутствия тормозных связей.) Следующий абзац можно пропустить, если покажется, что слишком
А активность
нейрона - это одно из условий образования долговременных связей. Если по времени она совпадет с активностью соседнего
нейрона, то связь установится. Так вот, если в момент созревания
нейрона будет восприниматься какой-то образ, то
нейрон становится
детектором этого образа, т.е. возбуждается впредь всегда при появлении в восприятии такого образа. Теперь возбуждение такого
нейрона фактически подменяет собой восприятие образа: это то, как если вместо яркой зримой картины мы просто мысленно заменяет его словесным (или бессловесным, но так же символьно кратким) обозначением. Этот
нейрон становится символом образа, что в дальнейших операциях эффективно заменяет его. Точно так же, сочетаясь с мышечным движением,
нейрон может стать пусковым символом для этого движения. Теперь, сочетаясь, символы восприятия и символы действия, могут образовывать многочисленные варианты программ восприятия-реагирования. Если бы не было таких
детекторов-символов, то программам формироваться было бы неизмеримо труднее, используя первоначальные зримые образы и конкретные мото
нейроны отдельных движений. Настолько сложно, что практически невозможно.
Если в период развития тактильных и двигательных
детекторов лишить возможности двигаться, то
нейроны созреют окончательно, и не образуют нормального базового набора. Такого уже невозможно будет выучить ходить.
Если в период развития
вербальных структур лишить человека общения, то он уже никогда не сможет преодолеть барьер в несколько десятков слов.
Поэтому люди, воспитанные животными никогда уже не могут приспособится к современному обществу точно так же как глубокие старики не способны научиться кардинально новому.
Вывод: как можно больше разнообразных ситуаций, желательно соответствующих развитию структур мозга для данного периода. Не просто не спеленовывать, а очень по-разному двигать, перемещать, помещать в самые неожиданные пространственные ситуации и т.п. - в раннем детстве (до 1,5 года). В это же время и даже раньше (до рождения) - как можно больше разнообразных (а не однообразных) звуковых раздражителей. В более позднем периоде - как можно более разнообразные языки (но не перемешивая их, а сочетая с обозначаемыми предметами и действиями). И так - весь период инфантильного обучения, длительность которого сильно зависит от личностной психологической установки (он может продолжаться всю
жизнь). Вот тогда будут намного больше шансов оставаться в струе
жизни
07.09.2005г. 19:51:32