Здесь выложен полный текст книги Юлия Мурашковского «Секреты» талантливого мышления.
Я следил за трудной судьбой концепции ТРИЗ Альтшуллера с самого начала ее появления. Она не завоевывала популярности массово и до сих пор остается в роли некоего анклава энтузиастов, несмотря на то, что есть обширные подборки примеров того, что, будто бы, удалось сделать с ее помощью: применение технологии ТРИЗ в бизнесе. Ну не подсел Мир на ТРИЗ почему-то, не преподают его в вузах.
Мало того, есть примеры того, что выдача изобретений как вал продукции в определенных рамках доступна компьютерам.
Я ни в коем случае не хочу бросить тень на упомянутую Книгу, но не потому, что там прагматично показывается ТРИЗ, а потому, что там приводится очень много интересных фактов и мыслей.
Если же высказать мое отношение к ТРИЗ как концепции, то в ней не хватает самого главного: понимания системы механизмов, организующих психику и, в частности, такой уровень адаптивности, как доминанта нерешенной проблемы. Без такого понимания все утверждения по методике творчества оказываются очень наивны (не буду перечислять конкретику).
В книге с самого начала есть очень верная мысль: “Талант, гениальность – это пожизненный труд. Это сложная система мышления. Это непрерывная учеба”. Это – развитие адаптивного жизненного опыта в рамках тематики неженных проблем. И алгоритмы такого поведения вполне сегодня понятны. Они не нуждаются в неких других, придуманных алгоритмах из ТРИЗ. Они уже очень круто заточены эволюцией механизмов адаптивности. И, в первую очередь, эти механизмы используют не сой собственный опыт (наработать который с нуля просто нереально, не погибнув при этом), а опыт предшественников. Так что эффективность творчества (талант, гениальность) – прямое следствие удачной иерархии перенятия сведений от предшественников.
В процессе перенятия чужого опыта важнейшую роль играют механизмы сопоставлений и обобщений и развитие мыслительных автоматизмов - опыта личного мировоззрения и методологии успешных решений. В этом плане ТРИЗ может быть одним из источников таких обобщающих сопоставлений: ТРИЗ как метод развития творческого мышления. С той же пользой можно прочесть и Книгу.
30.03.2022г. 18:00:35