Вспоминается, что эту лекцию видел в 2013г, ролики в подборке явно несвежие, так что мнения этих академических ученых могут немало измениться (конечно не у таких как Черниговская).
Со сказанным про философию согласен, да, на переднем крае науки в самом деле нет еще системной теории и нужно пофантазировать в рамках правдоподобности (логики).
Что касается "свободы воли" и сознания, то тут у Анохина чистое белое пятно. Но вот в логике рассуждений возникают явные пробелы.
Он сказал:
"Я не принимаю постулат, нет, не все детерминировано физиологией. У развивающейся материи на каждом уровне появляются свои виды причинности. Целевую причинность вы не объясните физической причинностью или механикой."
Это, конечно, настоящий треш. С одной стороны он, вроде бы, понимает, что процессы мозга полностью определяют все остальное, а с другой как бы допускает, что субъектность сама по себе способна оказывать влияние на процессы и пофиг, что она нематериальная. В другой лекции он говорит: "мысль - такая же организованная активность физиологических процессов, как и действие.".
Дальше он очень странно определяет сознание:
"Определение: "сознание - свойство высокоорганизованной движущейся материи" Думаю, что это - хорошее, не бытовое, а емкое теоретическое определение. Если попробовать его разложить на более детальное понимание, то разложить это мы можем на три части. 1) сознание включает в себя некоторые субъективные состояния 2) оно должно включать в себя субъекты 3) это - некоторый процесс, который соединяет в себе эти субъективные состояния с доступом к субъекту. Тогда я бы сказал, что сознание - некий высокоорганизованный специфический процесс доступа этих состояний к субъекту. Не будет субъекта, не к чему будет осуществлять доступ и не возникнет сознательное состояние. Если не будет процесса, при котором эти состояния достигают глобального нашего Я, не будет и сознания. Все три части нужны и нужно каждую из них сделать объектом научного исследования.".
Конечно, это вообще никакое не определение сознания, а попытка выделить некие составные компоненты явления, но очень косная попытка, со многими противоречиями.
Вот когда в таком стиле говорит какой-то диванный философ, то всем понятно, что это треш и не стоит принимать всерьез такого человека, а когда чушь говорит академический ученый, то как бы тут кроется важная глубинная мысль.
На сайте Форнит, к сожалению, тоже нет достаточно ясного, цельного определения, нет статьи, которая бы была способна, пусть и при немалых усилиях понимания, но корректно и конкретно дать общее представление о том, что такое Я. Куски понимания разбросаны по многим статьям, чего, конечно, невозможно избежать, ведь все детали системы нужно описывать обстоятельно и доказательно. Даже в опубликованных книгах больше внимания уделено модели механизмы организации психики, чем тому, как можно понять суть этой психики. В ближайшее время планирую это исправить.
28.01.2018г. 8:36:11