N_A: "А мне факт отставания осознания выбора от момента, когда выбор уже состоялся, кажется сенсационным."
Внимание!!! сенсация, елки: мы научились за полчаса определять в какую сторону свалится карандаш, поставленный на острие, если его отпустить в свободу воли нафиг! Это мы делаем с помощью отвеса и результат нашего прогноза достигает 60%!!! и, какого черта, так, пожалуй, мы научимся определять, какой рисунок он нарисует! :)
Вот вполне корректная аналогия происходящего :) Если нет определенной мотивации (будь она, то и гадания не было бы и "свобода воли" уже не казалась бы такой свободной - как в примере с тараканами) то выбор обуславливается текущим состоянием, которое может сохраняться неопределенно долго, пока муха не пролетит, свет не брызнет из-за облаков или не появятся новые условия для смены контекста "решения". Человек и не сознает всю составляющую этого контекста, она сложилась после предыдущей попытки и каждая новая попытка будет его изменять как и все, происходящее вокруг , имеющее некоторое значение даже если оно не осознается.
"Аналогия с тараканами не корректна, т.к. исследованию подвергался нейтральный по последствиям и принципиально осознанный выбор."
да ну? Читаем: "группа Хайнеса собирается распространить исследования на вполне реалистичные формы выбора, например выбора одного из напитков или одной из игр.... Хайнес пошел, однако, значительно дальше - предположил возможность приложения результатов его работы к предсказанию еще не совершенных преступлений." Все еще кажется некорректой? :)
"О сходных экспериментах рассуждает С. Рамачандран в книге «Рождение разума. Загадки нашего сознания.», предполагая в частности, что небольшая (доли секунды) задержка осознания действия выработалась эволюционным путем, чтобы компенсировать время распространения сигнала от мозга к мышцам. Ну типа чтобы тело не лагало (игроки по сети поймут о чем я). "
Самое прикольное, что все строится не хотя бы на рабочей гипотезе а зачем понадобилось эволюции сознание, каковы его функции, а доводится до абсурда типа, что сознание - нечто вторично-побочное, так, чтобы нас прикалывать :) Из всей совокупности известного очень достоверно следуют функции сознания - как механизмов нахождения варианта поведения в несколько отличных от хорошо известных условий. В этом плане нет границы: вот здесь решение еще не принималось, а вот здесь оно уже начало приниматься сознанием потому, что контекст решения уже есть, некоторые прогностические варианты просматриваются и в простейшем случае выбирается наиболее предпочтительный по прогнозируемым последствиям. В случае же отсутствия мотивирующих предпочтений и прогноза пользы-вреда включается некоторый игровой вариант - так же из личного варианта опыта, и тогда на результат может повлиять даже ветерок, коснувшийся волос, а если нет ничего хоть сколько-то значимого, отработает установившееся текущее предпочтение как наклон карандаша перед падением.
Никаких таких предположений даже не делалось в экспериментах для того, чтобы получить данные целенаправленно, а не тыкать пальцем в небо. Естественно, ничего ценного для какой-то интерпретации не было получено.
kak: "Зачем тогда комментируешь? Или все-таки есть сомнения в своих установках на «свободу воли»? В статье даны только факты, даже практически без интерпретации."
Я бы просто не стал помещать такую статью в журнал, но раз ты это уже сделал, то вот и откомментировал :) Что же касается "свободы воли", то она ровно такая же как у карандаша перед падением. Если рассматривать на уровне механизмов психики, то все предопределяется мотивирующими влияниями в текущих условиях. И таким влиянием может оказаться все, что угодно: от покалывания в спине до блика на кнопке от вошедшего в комнату экспериментатора. Весь прежний опыт оцененных последствий поведения будет влиять более направлено если прогнозируются важные последствия. В контексте творчества может быть настолько понижены границы образов, что начнут ассоциироваться казалось бы совершенно немыслимые (для другого) сочетания, порождая новую фантазию. Но если смотреть на проявления этих механизмов, то выделяется форма, в которую выливается психика: идею, абстракцию, доступную как наблюдателю внешненему, так и самому ее родившему. Вот тогда возникают категории "свободы воли", тогда и про карандаш точно на тех же основаниях можно сказать, что у него есть свобода воли падать :) если не видеть заранее куда отвес показывает. Или быть человеком далеким от причинно-следственных представлений.
26.10.2008г. 13:46:21