Разница между ситуациями непроизвольного и произвольного внимания заключается в характере побуждающего и организующего начала: в первом случае - это еще неопредмеченная познавательная потребность, во втором случае - это заранее заданная и удерживаемая перцептивная цель.
Переходя к произвольному исполнительному вниманию, сразу заметим, что его еще чаще и еще определеннее связывают с организацией целенаправленной деятельности. Наиболее четко эта идея связи выражена Л.С. Выготским в словах, которые можно считать своего рода эпиграфом ко всей его концепции: "История внимания ребенка есть история организованности его поведения" [333, 184].
Можно назвать целый ряд узловых моментов этой "организованности", которые, как показали теоретический анализ и исследования многих авторов, имеют прямое отношение к режиму функционирования произвольного внимания. Это прежде всего мотивационное обеспечение деятельности.
Без стойкого и сильного мотива невозможно сколько-нибудь продолжительное удержание внимания. Разведение, предложенное Э. Титченером, произвольного внимания на "вторичное" и "производное первичное" имело основанием именно мотивационный аспект: борьбу мотивов в первом случае и победу мотива произвольной деятельности - во втором. Начиная с классических экспериментов В. Вундта по восприятию звуковых рядов в экспериментальной психологии было многократно показано, что, хотя количество единиц, одномоментно охватываемых вниманием в формальном смысле, сохраняется более или менее постоянным (6-7 элементов), фактическое наполнение этих единиц может существенно меняться, в частности, увеличиваться по мере освоения материала.
В современной системе образования есть парадокс, который особенно ярко проявляет себя при изучении иностранного языка. Его учат в школе несколько лет, его учат в вузе столько же лет, а толка у подавляющего большинства - никакого. Сказать: "Я десять лет изучал язык" воспринимается с уважением и предполагает, что язык точно хорошо изучен, но это до абсурда не так. Такое происходит потому, что изучение языка происходит ментоскими методами повторения, как дрессировка, без интереса и актуальной необходимости. А такое чисто рефлекторное запоминание очень недолго (до экзамена) и бесполезно.
К счастью, существуют предложения по изучению языка в игровом режиме: английский язык онлайн, т.е. без какого-то насилия, а только за счет актуального интереса обучающегося.
При этом в развитии любого человека есть яркий период, когда мир познается как бы понарошку, без серьезных последствий от ошибок и неудач - в игре. Многие родители замечали, как быстро их ребенок осваивает компьютер, в то время как самим родителям это дается с трудом, и они испытывают неуверенность, так и оставаясь долго на некотором начальном этапе простейших функций. А ребенок на зависть моментально осваивает все новые игры, а заодно и все новые возможности, так что часто приходит даже на помощь своим родителям, когда у них возникают проблемы с этим.
В игровом режиме память формируется не за счет бессмысленных повторений рефлекторно, а за счет осознания происходящих действий с оценкой удачности их выполнения так, что начальные и неизбежные ошибки устраняются очень эффективно осмысленным выбором более верного направления действий в данных условиях. А условием привлечения осознанного внимания является не только важность задачи, которая может с полной силой осознаваться, но вызывает всем знакомое чувство лени, но и новизной ситуации. Именно сочетание новизны и значимости придает моменту осознания актуальность, достаточную для включения творческих механизмов осознания и наработки навыков. Но в суровой жизни при попытке действовать в незнакомых, новых условиях почти неизбежны ошибки, что может повлечь трагедию. Поэтому возник игровой режим обучения.