Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/45000 

Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Оригинальное сообщение от wesem 2020-10-17 13:29:08

Газлайтинг


Газла́йтинг (от английского названия пьесы «Газовый свет») — форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным

 

"Мама, каждый день обзывает меня новыми оскорбительными словами.Каждый день я для нее дура.Пытается доказать,что я сумасшедшая.Пытается внушить, что "руки у меня из ж.пы".Всем более или менее близким родственникам рассказывает, преукрашая себя, какая я плохая.Вторую неделю перестала кормить дома,постоянно говорит, что я у нее деньги высасываю.Я по ее представлениям каждый день должна что-либо "драить" в квартире, будь-то унитаз. будь-то ванная комната.По ее представлениям и доказательствам у меня нет друзей.По ее представлению,я мать-кукушка.Мне 33 года и всю жизнь они меня оскорбляют.Раньше и рукоприкладства были.Когда я вышла замуж, она "не вытерпела" со словами "я так больше не могу" и ни с того, ни с сего влепила мне пощечину, что для мужа явилось отправной точкой. чтоб самому начать меня бить.Постоянно говорит. что я вру.Прям наваждение у нее какое-то по поводу моей лжи.Столкнувшись с некоторыми проблемами я поняла,что ложь, даже во спасение является для меня неприемлемой."

 

Как думаете, какой выход найти из такой ситуации?

 

 

 


Комментарии:
nan
личный сайт
личная фото-галерея


2020-10-17 13:50:59

Это - как пытаться примить США и Россиию бесполезно потому, что есть какие-то постоянные причины вранья другу другу с целью перетяную одеяло. Эта "дочка" просто должна перестать жить в одном доме с "мамой" и пореже общаться.  Проблема - не в контексте псих.помощи. Конечно, псих.гигиена может много подсказать в таких взаимоотношениях, но это - неблагодарное и почти бесполезное дело.


watts


2020-10-17 14:29:21

Перестать реагировать привычным образом.Каждая манипуляция подобного рода как правило (ну правила нет, а просто обобщаю эмпирические наблюдения) направлена на идентичность , вызов эмоций , попытку завиноватить.Это одинаково что для межличностного общения , так и например для тренингов личностного роста и прочих сект.  


Можно поанализировать причины такого поведения , а можно рассматривать как сложившуюся канву и не заморачиваясь причинами - ломать канву поведения в ответку , либо гнуть свою линию поведения до конца , либо доводить ситуацию до абсурда.


Что довольно бесполезно - пытаться аппелировать к рефлексии , на это способны очень не многие. 


Попытки пробить на идентичность будут в социуме всегда и повсеместно , поэтому вопрос что приоритетнее сбежать или выстраивать оборону и постепенно ломать свой собственный автоматизм восприятия делающий тебя жертвой межличностных игрушек - это , конечно , каждый решает сам. Я для себя решил что в подобных ситуациях нужно принципиально и до конца ломать любого такого газлайтера и в части идентичности и в части привычки к таким играм.Иначе на место одних придут другие.)


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2020-10-17 14:36:16

>>Я для себя решил что в подобных ситуациях нужно принципиально и до конца ломать любого такого газлайтера и в части идентичности и в части привычки к таким играм.Иначе на место одних придут другие.)


Мы должны заломать США до конца?


wesem


2020-10-17 14:42:11

Я согласен, ей бы давно нужно было поменять место жительства. Моя в таких ситуациях говорит очень просто - раз не уходит, то значит все устраивает. Самое печальное, что до таких действительно трудно достучаться и что-то объянить. Но с другой стороны стопроцентный клиент психолога - это их хлеб, при условии конечно, если у нее есть деньги и не будет против муж.


watts


2020-10-17 14:50:40

Мне кажется эта метафора чрезмерно далека от реальной жизни.В реальности если человек чрезмерно упорот в собственном нарративе реальности и нарратив этот неадекватен раз за разом приводя к фатальным для всех последствиям ( что благополучно не замечается всеми бытовыми шизофрениками) - тогда да , заломать до конца. Но главным образом выстраивать собственную личность так , чтобы не распознаваться для потенциальных агрессоров как нечто съедобное.Это требует конечно отходить от собственных привычных стереотипов реагирования.


wesem


2020-10-17 14:55:30

>>Мы должны заломать США до конца?


 


Конечно :) Сколько можно терпеть этих толерастов? 


у


wesem


2020-10-17 14:57:01

это табличка возле туалета:)


watts


2020-10-17 15:08:44

"Моя в таких ситуациях говорит очень просто - раз не уходит, то значит все устраивает. Самое печальное, что до таких действительно трудно достучаться и что-то объянить."


Люди благополучно продолжают играть в такие "игры" даже после того как вторая сторона уже канула в лету. Только уже с другими людьми и на другой территории ( например начали с родителями , продолжили с детьми) , продолжая пытаться натянуть сову субъективного на глобус реальности ( в эти игры десятки лет играют). Потому не сломав "автоматизм" восприятия ничего изменить нельзя. Нарратив становится частью личности и человек продолжает вступать в те же взаимодействия в другом окружении ( ну при условии что это окружение само по себе не навяжет другую коммуникативную рутину). 


wesem


2020-10-17 15:35:23

Watts, что ты подразумевал под доводить ситуацию до абсурда?


 


watts


2020-10-17 16:03:20

Любой манипулятор преследует некую цель своим поведением.Если вы реагируете в канве ожидаемого результата , тогда поведение закрепляется. Если вместо этого вы выдаете нечто прямо противоположное или полную дичь которую от вас ну никак не ожидают , тогда реакция блокируется ( либо повторяется несколько раз с попыткой произвести коррекцию и все же достич результата). Естественно это очень вульгарная картинка. Некоторые люди раз за разом выдают некое поведение просто в силу своих психоглюков,заморочек и т.д. Граница между психоглюками и целевым поведением очень часто тонка или отсутствует, с этим нужно разбираться по факту. 


Иногда любопытно повестись на манипуляцию чтобы посмотреть на тенденцию и отрефлексировать куда тебя ведут , после этого обломать манипулятора бывает очень весело. 


watts


2020-10-17 16:40:30

wesem


Кстати , если иметь ввиду стратегию доведения до абсурда , применительно к примеру приведенному в начале , что  бы это могло быть ?  


wesem


2020-10-17 18:59:05

Даже затрудняюсь ответить так сразу. Может стоит проявить в ответ агрессию и настучать обоим как следует? Во всяком случае в мире животных эта стратегия очень помогает. Но в нашем варианте это может иметь кратковременный эффект и не совсем понятные последствия. Не знаю.


watts


2020-10-17 19:39:46

Нет эти манипуляции повторяются потому что попадают в цель , я бы на ее месте изучил свои мрачные стороны, как раз те за которые меня попробуют виноватить.Правда результат может быть необратим. 


wesem


2020-10-17 21:19:22

Да, но судя по тексту она вряд ли поймет, что мрачная сторона действительно мрачная. Внутренние убеждения штука серьезная и не так просто их изменить.


watts


2020-10-17 22:38:27

Перечитал исходный пост свежим глазом. Ну , вообще-то здесь все очень не просто. Я не зря использовал слово нарратив , так я обозначаю что мы имеем дело с некоей личной интерпретацией происходящего в реальности. Конечно не только навязываемая ложная интерпретация , о которой уместно говорить в ситуации газлайтинга , но и вообще пересказ происходящего глазами кого либо - тоже нарратив, так что трудно сказать , что именно происходит в реальности и прежде чем что-то советовать следует разобраться.


Да внутренняя идентичность и соответствующие ей представления о себе могут быть почвой для внешних манипуляций , а могут и не быть в зависимости от того какие они. Видно по тексту одним из убеждений автора является необходимость позитивной оценки ее поведения матерью.Если это так , то одним из возможных противоядий будет постепенная тренировка - делать чуть-по-чуть по своему вопреки внешней реакции.Конечно речь не о тупой конфронтации , а об отстаивании собственных принципов и интересов. Но важно такие ситуации пристально рассматривать именно в контексте корректировки своих реакций, сделать бессознательную реакцию осознанным выбором.Второй вопрос не менее важный - действительно ли здесь имеет место тупой "рефлекс" выученный годами или у автора текста отсутствуют другие значимые критерии оценки собственного поведения или она сама себя оценивает крайне негативно? Из текста это трудно понять.А третий вопрос - о том что в этой ситуации видит ее мать. Вобщем эта история навряд ли про осознанный газлайтинг. 


wesem


2020-10-18 09:20:42

Да,по хорошему выслушать бы все стороны, тогда было бы легче найти первопричину. Ты очень справедливо заметил выше, что такая модель поведения может укорениться в сознании и даже если она уйдет от них обоих, то вероятнее всего модель останется и будет ей мешать жить и дальше. В общем далеко не простая ситуация.


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2020-10-18 10:02:24

Для меня очевидно, что у обоих тентенек сформировались автоматизмы социального реагирования типа перпирательств и отстаивания своего мнения и, большую часть из них передала маман дочке т.к. схожи непримиримость. Видимо еще в возрасте инициативы дочки (когда с возрастом начинаются препирательства и родителями и те не умеют правильно реагировать и тупо ссорятся) они обе наработали взаимно неприемлемых автоматизмов и все зашло в полный тупик. Это стало частью их сущности. Тут или перевоспитываться обоим, или кому-то стать качестчественно выше и покладитсее, что предельно маловероятно без сильных потрясений. В таких случаях нужно разъезжаться. 


Вряд ли у псих.терапЭвта хватит  высокого качества чтобы суметь перекроить дочку, тем более маман. Но бабло можно рубить на чужом горе немеряно.


wesem


2020-10-18 10:19:07

Я вот думаю, не запостить ли этот случай на сайте психологов? С одной стороны можно их жестко потроллить, но с другой стороны я почти уверен, что будут рекомендации провести глубинный психоанализ , проработать детскую травму, ну и так далее.


watts


2020-10-18 12:48:54

Ставлю на то что психологи очень быстро достанут из штанов термин - незавершенное сепарирование.Думаю у матери отсутствует собственная жизнь и она пытается сохранить ту роль которую играла раньше. В любом случае дочь должна жестко выстроить межличностные границы вмешательства ее матери в ее жизнь и методично их отстаивать и никогда не вступать в споры при нарушении этих границ.Это разумно даже при разъезде.При этом вовсе не обязательно выкидывать маман из жизни совсем,но важно выделить ей определенную роль. Увы я бы не особенно надеялся на психологов , нужно чтобы она сама хорошо понимала что делает. 


wesem


2020-10-18 14:13:58

незавершенное сепарирование - запросто:) Они этой не порванной вовремя пуповиной объясняют все беды в жизни. Мне все больше и больше хочется стать психологом, буду придумывать новые термины и варианты решения:) Вдохновение буду черпать в трудах классиков жанра - Фрейда и Юнга :)


nan
личный сайт
личная фото-галерея


2020-10-18 15:29:50

и еще Грофа, чего мелочиться :)


watts


2020-10-18 15:47:00

 


wesem - помни что для хорошего психоаналитика важно иметь смазливую внешность и кушетку. Как у Стрелецкой например. Все остальное для антуража.)


 


wesem


2020-10-18 16:13:36

Кушетка есть, а вот внешность подкачала, буду брать харизмой и словоблудием :) И стулья еще нужны, без них гельштат-терапия не работает :)


"Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух".


watts


2021-08-20 19:02:16

Попытались меня газлайтить в течении 4х лет , залезли везде где могли и где не могли , но как говориться - талант не пропьеш. В конце концов этим людям удалось меня убедить в степени их чудачества. Самое смешное что я довольно долго искал разумные оправдания их деятельности , на что меня подталкивали особенности психики.Сейчас с предельной ясностью вижу с кем имею дело.  



Чтобы оставлять комментарии нужно авторизоваться.