Вопрос в том, какая из предметных областей может претендовать на модельное описание системы механизмов организации психики. Вот те, что считаются наиболее подходящими.
Философия строит предположения в области пока еще недостаточных данных исследований и поэтому является донаучным инструментом первичного понимания.
Математика – “царица всех наук”, на которую многие уповают как на средство, способное сгенерировать верную теорию системы взаимодействий механизмов мозга, на самом деле в принципе не продуцирует системные обобщения, а является лишь способом формализации и верификации уже имеющихся представлений. Невозможно обойти последовательность: сначала понимание, потом – формализация. Хотя математическое моделирование и способно создавать новые формы, в точности как формы дюн в пустыне от ветра, но их смысл (осознаваемая значимость) оказывается понимаем только после того, как такое понимание уже подготовлено субъективно.
Психология изучает эмпирически найденные проявления психики, но их механизмами не занимается. Она собрала огромное количество фактических данных исследований проявлений психики, но ее теории не способны дать системную модель для описания механизмов и при всех упорных попытках не приближается к этому.
Нейрофизиология изучает все то, что относится к анатомии и функциональности нервных клеток и их связанных состояний. Она предоставила огромное количество фактических данных исследований всего, что касается нервных клеток и их роли в физиологических процессах организма, она выявила многие механизмы функций нервных клеток и их взаимосвязей, проследила связи между отдельными зонами мозга и то, на что такие связи влияют, но ее теории не способны дать системную модель для описания механизмов организации психики и при всех упорных попытках не приближается к этому.
Психофизиология призвана изучать механизмы психики на физиологическим уровне, т.е. используя данные нейрофизиологии, но оказалась неспособной к самостоятельности в принципиальном подходе и оказалась синонимом нейрофизиологии, даже ее частным случаем, ограниченном областью психики.
Все (ученые, следующие научной методологии) понимают общую функцию мозга как систему управления эффекторами в зависимости от состояния рецепторов. Ученые понимают, что любая управляющая система является взаимодействием механизмов причин и следствий, что относит ее к области схемотехнических систем управления. Но множество сомнений появляется на уровне того, что в мозге отнести к элементам принципиальных механизмов управляющих функций: то ли учитывать ДНК ядер клеток, то ли учитывать влияние других клеток, кроме нейронов, то ли считать принципиальным организацию взаимодействий между нейронами.
Но самое главное, что упускается, это то, что понять схему системы взаимодействий механизмов способен только профессионал схемотехник, а если они и есть среди ученых нейрофизиологов, то такие оставляют свой опыт схемотехники за рамками исследований нейрофизиологии потому, что они затрудняются выделить принципиальные элементы механизмов среди того, что обеспечивает их реализацию.
В самом деле, если попытаться объяснить нейрофизиологу, как устроен телевизор по его принципиальной схеме, то он не сможет ничего понять, сначала ему придется пройти путь развития схемотехнических представлений в течение многих лет наработки опыта понимания и личного использования. Но схемотехника мозга – еще сложнее схемотехники телевизора...
Нейрофизиолог видит множество видов нейронов, имеющих разный размер, разную форму, разные виды отростков и разные виды межнейронных соединений. Ему трудно отбросить предположение о разной функции столь различающихся элементов.
Если посмотреть на схемотехнику электроцепей, то там проводники, транзисторы, резисторы, конденсаторы и катушки могут иметь самую разную форму и размеры, различающиеся в сотни раз, но у них одна главная функциональность: проводники проводят электрический ток, транзисторы изменяют ток управляющим потенциалом, резисторы огранивают прохождение тока своим сопротивлением, конденсаторы – это емкости для зарядов, катушки – это индуктивности или накопители энергии полей электрического тока. То, в каком конструктиве все это крепится, так же оказывает влияние на работу схемы (как и влияние астроцитов и других конструктивных элементов мозга).
Схемотехник электроцепей знает, как меняются свойства элементов в зависимости от того, как они сделаны потому, что это определяет характеристики этих элементов в работающей схеме.
То же самое можно сказать и про схемы мозга.
Понимая это, возможно выделить основные функции элементов управляющих схем мозга от того, каким способом они реализованы и составить ту же управляющую функциональность на транзисторах, проводниках, сопротивлениях и т.п. или же реализовать схему управления с помощью программных алгоритмов.
Поэтому предметной областью для понимания функциональности психики является «Схемотехника адаптивных нейросетей», анонсированная в fornit.ru/41930.
Только схемотехнический подход дает возможность понять и формализовать в виде принципиальной схемы систему индивидуальной адаптивности на уровне психики. Он основывается на фактических данных исследований природных версий реализации (множества видов животных, обладающих психикой) и выделяет общие принципы схемотехнической функциональности, что и формализовано в виде модели МВАП.