Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/67543 

Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Оригинальное сообщение от nan 2024-01-14 11:04:00

Путь в общественное внимание


Просто захотелось посмотреть, вдруг GPT скажет что-то полезное в практическом плане.

 

Я написал повести, которые на литературных ресурсах у профессиональных критиков получили максимально высокие оценки. Но аудитория на этих сайтах предпочитает зачитываться всякими попаденцами самого низкого литературного качества. Так было всегда или только теперь людям нужны только хлеб и зрелища? И что с этим делать?

 

GPT: Давайте попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Действительно, довольно часто случается, что у произведений, которые по всем канонам должны нравиться широкой аудитории, высокие оценки ставят только эксперты, а обычные читатели их не замечают. При этом, как вы сказали, «попаденцы», то есть фантастические или мистические истории, рассказы о любви или детективы, пользуются гораздо большей популярностью.

Данную ситуацию можно рассматривать как проявление своеобразного дуализма, который проявляется во многих сферах человеческого общества, в том числе и в литературе. Так, например, литературные критики выделяют произведений, которые, по их мнению, «наследны» и отражают те или иные тенденции, популярные в обществе. В то же время обычные читатели часто просят их посоветовать что-то «лёгкое» и «занимательное», то есть то, что «наследственным» произведением не является.

Что же с этим делать? Как добиться того, чтобы ваши произведения читали и эксперты, и широкая аудитория?

Могу предложить несколько советов.

Прежде всего, не стесняйтесь обращаться к «популярным» жанрам. Например, вы можете написать фэнтези или детектив, а потом добавить в своё произведение элементы, которые заставят его «взлететь» до уровня произведений, признанных критиками. 

Помните, что читателей привлекают не только сами сюжеты, но и те чувства, которые они испытывают во время чтения. Людей влекут эмоции, поэтому старайтесь делать свои произведения насыщенными и яркими. При этом, конечно, не забывайте про то, что к чувствам тоже можно привыкнуть, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы ваши читатели пережили не только лёгкость и радость, но и потрясение, испытали катарсис.

А самое главное — не бойтесь экспериментировать. Старайтесь быть оригинальными и необычными. Формализуйте свои навыки, чтобы понимать, как создаётся произведение, почему оно популярно у критиков или, наоборот, не пользуется популярностью.

Соответственно, ответ на вопрос, который вы задали, состоит в том, что, конечно, «хлеб и зрелища» всегда пользовались и будут пользоваться популярностью у аудитории. Но при этом не стоит забывать и про «высокую» литературу. Многие читатели отдают предпочтение произведениям, которые стали классикой, однако ещё не успели прочитать их. То есть у «высокой» литературы свой, не менее интересный читатель.

Сейчас, например, в России читатели зачитываются как классическими произведениями XIX века («Война и мир», «Преступление и наказание»), так и более поздними («Палата № 6», «Один день Ивана Денисовича»). В то же время популярными остаются и произведения, написанные в XX веке («Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита»).

Постарайтесь стать автором, который напишет произведение, которое станет классикой. А для этого не бойтесь экспериментировать и писать «непопулярные» произведения.

 

Я: Да, конечно, можно создать гениальную попсу, которая будет хороша и для массового читателя и для эксперта, все в одном флаконе. Но такой прием всегда имеет негативные моменты именно из за попытки всех устроить. Но есть такой эффект, как взлет популярности произведения как только оно попадает в СМИ и широко рекламируется. Такой путь очевиден, но требует огромных денежных вложений. Получается, что широкий читатель смотрит не столько не на то что ему легко и приятно читать (сегодня ему приятно одно, завтра - другое), а на разрекламированное, на авторитарное мнение, высказанное на публику.

 

GPT: Действительно, вы правы, сейчас мнение эксперта имеет огромное значение. При этом не стоит забывать и про то, что зачастую мнение эксперта может не совпадать с мнением широкой аудитории.

Могу привести в пример ситуацию с романом «Мастер и Маргарита». Произведение неоднократно критиковали и в СССР, и в России. Однако это не помешало ему стать классикой русской литературы. Более того, во многом благодаря «Мастеру и Маргарите» сформировалась так называемая московская школа фантастики.

Критики неоднократно писали, что романы Дмитрия Глуховского, такие как «Будущее», «Метро 2033» и «Сумерки», а также «Люди в чёрном» Алексея Пехова не являются «высокой» литературой. Однако, несмотря на это, эти произведения пользовались и продолжают пользоваться огромной популярностью у читателей.

В заключение хотел бы сказать, что не стоит бояться писать произведения, которые могут не понравиться критикам. Старайтесь быть оригинальными и необычными, ведь именно благодаря этому ваши произведения могут стать классикой.

 

Я: В соцсетях появилось такое явление как возвышение за счет массового лайкания. Есть разные способы поднять волну и добиться множества подписчиков совершенно не зависимо от личных качеств и того, что выносится на публику. Те же механизмы работают и на современных литературных сайтах и, возникает очевидность, что именно это и распределяет рейтинги.

 

GPT: Действительно, механизмы, которые вы описали, работают не только в социальных сетях, но и на литературных сайтах. Однако было бы неправильно говорить, что только они определяют популярность того или иного произведения.

Так, например, роман «Мастер и Маргарита», который является классикой русской литературы, получил высокую оценку от критиков, но при этом не пользовался большой популярностью у читателей. А вот, например, романы Виктора Пелевина, которые часто подвергаются критике, пользуются огромной популярностью у читателей.

Таким образом, механизмы, которые вы описали, могут помочь в продвижении произведений, однако не следует забывать и про другие факторы, которые также влияют на популярность произведений.

 

Я: Есть множество не менее высококлассных романов, чем Мастер и Маргарита, которые так и остались в подвалах. Чтобы вынести Мастера и Маргариту в народ, недостаточно просто его классности, которую и не способен оценить народ, а были те достаточно авторитетные эксперты, которые во время утери позиций прежних критиков, смогли вознести роман и объявить его великим. Ранее это не удавалось сделать и народ, читая произведение, не сделал из него бестселлера. Это значит, что 1) народ сам не способен оценить классность и суметь поверить в это всех и 2) в топ общественного внимания попадает только то, что вынесено признанными в народе (а не подпольными) авторитетами.

 

GPT: Действительно, вы правы, что произведения могут оставаться неизвестными широкой аудитории даже в том случае, если они являются высококлассными. В то же время такие произведения могут получать высокие оценки от критиков и экспертов.

Могу привести в пример ситуацию с романом «Доктор Живаго». Произведение было написано Борисом Пастернаком в 1955 году, однако в СССР оно было опубликовано только в 1988 году. Несмотря на то, что роман был высоко оценён экспертами, он не стал бестселлером и не получил широкой известности у читателей.

В заключение хотел бы сказать, что популярность произведения — это комплексный фактор, который зависит от многих различных факторов. При этом не стоит забывать и про то, что многие читатели отдают предпочтение классике. Именно поэтому так важно создавать произведения, которые будут интересны не только широкой аудитории, но и экспертам.


Комментарии:

Чтобы оставлять комментарии нужно авторизоваться.