На подъезде к дачам возникло милосердное шоу: некоторые тетки (никогда не мужчины) выходят их своей тачки, доставая приготовленный сверток с объедками, подходят к лежащим на обочине собакам, те заучено вскакивают и забирают добычу. Как правило, в тачке у тетеньки есть подружки или еще кто-то, умиляющиеся такому спектаклю. Если бы тетенька ехала одна, то уже не возникло бы такой яркой картинки, не с кем было бы поделиться примером своего милосердия.
В общем, это соответствует сложившейся культуре сострадания к бедным зверушкам (но не бедным бомжам, который никто не рискует прикармливать). Прикол в том, что данный ритуал сильно импонирует самим тетенькам. Они не бросят подачку нищему ребенку, если бы такой вдруг появился у них на виду. Важно прикормить именно собачек, кошечек, голубей. Причем, голубей - в гораздо меньшей мере, хотя голуби по организации своего интеллекта сопоставимы с собаками, т.е. есть голуби, умнее некоторых собак, ну это – как и у людей – очень большой разброс по потенциалу разумности, при том, что все эти твари ровно как любая из них и как человек остро переживают свое состояние. А вороны, которые вообще не уступают и часто превосходят собак по разумности, вообще ен подлежат прикорму в этических нормах.
Конечно, никто не станет подкармливать гадюк у дороги, а скорее отобьют голову чем-то подручным. Или если встретится шакал с очень недобрым взглядом и т.п.
Никто из тех тетенек ни за что не возьмет себе прикармливаемою собаку и не задумается, как же она, бедненькая, будет страдать зимой без теплого гнезда. Т.е. дело именно в ритуале демонстрации кому-то своей милосердности.
Жизнь сурова в своем отборе более успешных особей, у жизни нет никакого такого милосердия. И откормленные бездомные собаки плодятся, обманутые очень временным милосердием, они отлично понимают свое положение и когда станет невмоготу, эта стая применит свою силу на достаточно беспомощном существе, например, ребенке.
Но людям нужно милосердие – как этическая норма отношения к ближнему потому, что без сопереживания и чувства справедливости социум превратится в очень суровую среду выживания с очень пониженной возможности сотрудничества для общих достижений, а дети вырастут безжалостными зверями, нацеленными только на свое самообеспечение за счет всех окружающих, которых возможно пригнуть. Поэтому милосердие поддерживается законодательно в виде наказания за жестокое обращение с животными. Но этот закон не обязывает брать себе домой бездомное животное (в том числе человека). Он запрещает наносить психические травмы негативных переживаний, издевательства, садизм, совершенно не оправданное нанесение боли.
Милосердие это – одно, а ритуал показательной демонстрации своего милосердия – совершенно другое. Первое – этическая норма, второе – отвратительное явление завышения своего рейтинга, но мотивация второго чрезвычайно сильна в культуре, вот почему.