незнайка
Newbie
Сообщений: 9
!!!
список всех сообщений clons
Сообщение № 9203 показать отдельно Октябрь 24, 2007, 10:12:15 PM ответ -только после авторизации
Начнем с самого начала. Почему интеллект появился?
Интеллект появился в результате действия станадартных физических и химических процессов, поэтому не содержит ничего волшебного и мистического.
С самой общей точки зрения наш мир является совокупностью систем. Под системой мы будем понимать любую совокупность объектов, для которой мы можем указать наличие некоторых свойств, которыми эти объекты по отдельности не обладают. Какую именно систему мы будем брать в качестве примера нам пока не важно. Это может быть камень, молекула, волчья стая, математическая теория, человеческая цивилизация и т.д.
В результате некоторого воздействия система или продолжает существовать или распадается.
Живые и неживые системы отличаются только тем, что первые активно реагируют на воздействия, что повышает их шансы на существование.
В условиях борьбы за существование выживают только те виды животных, которые более всего приспособлены к окружающей их среде. Информация о нападении хищника или наличии пищи является жизненно важной и виды, лучше других ее анализирующие обладают лучшими шансами на выживание.
Понятие информации тесно связано с понятием жизни и для того, чтобы живая система могла существовать, она обязательно должна иметь подсистему для обработки информации. Для живых организмов такой подсистемой является нервная система. При этом, чем более развит живой организм, тем более совершенную нервную систему он имеет. С момента появления жизни эволюция живых организмов протекала в направлении совершенствования нервной системы.
Вектор эволюции живых систем направлен на появление и развитие интеллекта.
Нет такого периода эволюции, чтобы появлялись организмы с менее развитой нервной системой и одерживали верх над прочими организмами. Возможности выживания росли с развитием нервной системы.
Эволюция жизни - это эволюция нервных систем.
Даже микроскопическая бактерия должна сначала решить, что перед ней: еда или хищник, а потом уже действовать. А для этого любое животное должно хоть что-то знать об окружающей среде, или, говоря другими словами, иметь модель окружающей среды. Перед тем, как броситься на добычу или наутек, животное должно сначала распознать ситуацию.
Если мы рассмотрим любое животное, то увидим, что оно успешно живет в пределах экологической ниши, несмотря на то, что число опасностей, которые его подстерегают, весьма велико.
Закон естественного отбора приводит к появлению таких животных, которые идеально приспособлены к конкретным условиям существования, то есть животных, которые имеют систему отражения окружающей среды.
Но обратим внимание, что произойдет, если меняется среда существования.
Хищная рыба, для которой нет никаких опасностей в ее родном пруду, может быть съедена случайно залетевшим журавлем. Стадо слонов может подвергнуться нападению несметных полчищ муравьев. Наступивший ледниковый период полностью меняет условия жизни, вынуждая животных покидать насиженные места или приспосабливаться к новым обстоятельствам. В таком случае в действие опять приходит закон естественного отбора, который начинает отбирать те особи, которые могут построить модель и этой ситуации, а значит, выжить.
И, наконец, любое земное животное пока совершенно бессильно перед воздействием космических катаклизмов. Следовательно, естественный отбор приводит к тому, что системы отражения должны будут отражать все более и более широкую среду существования.
На определенной стадии развития должна появиться система отражения, способная отразить всю вселенную. Такой системой отражения и стал человеческий интеллект, который отражает всю вселенную или, другими словами:
Человек - это зеркало, в которое смотрится Вселенная.
И теперь еще раз повторю тезис, высказанный в начале.
Появление интеллекта - это результат обычных физико-химических процессов, который обеспечили наилучшую выживаемость системы.
Эволюция живых систем Теперь нам необходимо выяснить, что такое жизнь и какие системы можно считать живыми системами. Для этого рассмотрим подробнее развитие свойства отражения.
Для того, чтобы распознать ситуацию нападения и выжить, животное должно сначала получить и обработать информацию об угрозе нападения. Обработка информации определяются той моделью окружающей среды, которая хранится в системе отражения. Птица, увидевшая охотника, будет вести себя по-разному в зависимости от того, имеет ли она внутреннее отражение ситуации охоты и связанной с этим опасности.
Оценка информации сильно зависит от внутреннего состояния системы отражения. Чем более опасно воздействие, тем более важным будет информация об этом воздействии.
Если система ничего предпринимать не будет, то перестанет существовать. Для простоты понимания введем условное понятие глобальной цели системы. Глобальной целью всех систем (живых или неживых) является продолжение своего существования. Все остальные цели могут быть только локальными. Ведь для того, чтобы чего-то добиться в какой-то момент времени, нужно обязательно существовать в это время. Отличие в том, что живые системы предпринимают какие-то действия для достижения глобальной цели, а неживые ничего не предпринимают. Просто лежат и ждут. Авось пронесет.
Введем исключительно важное понятие, которое часто будет использоваться в дальнейшем. Важность информации для достижения некоторой цели мы будем называть валентностью.
Так, например, поведение волка при виде добычи будет в значительной степени зависеть от сытости. Голод повышает валентность информации о добыче, а насыщение ее понижает. Сравните две ситуации. Вы приходите с работы, где едва удалось перехватить сухой бутерброд. В животе тоска, во рту пересохло. Вы открываете дверь и чувствуете волшебный запах жареной курочки. Все мысли прочь, и вы устремляетесь на кухню.
И другая ситуация. Вы третий час сидите за праздничным столом, осоловело глядя на кучу объедков и икая салатом. И тут хлебосольная хозяйка вносит ту же жареную курочку. И вы отшатываетесь, бормоча: «Нет, я все». Но запах курочки тот же. В чем разница? Валентность изменилась!
Задача выживания требует определения валентности для каждой получаемой информации. Общая цель выживания включает подцели поиска пищи, заведения потомства, бегства от хищника. Неживые системы также могут реагировать на информационное воздействие. Например, охранная сигнализация может реагировать на попытку проникновения. Но неживые системы используют информацию не для выживания, а просто выполняют свою функцию.
Живые системы достигают глобальной цели путем изменения поведения в ответ на стимул с наибольшей валентностью.
Это ключевой признак живых систем.
Тут необходимо внести ясность в определении понятия информации.
Понятие информации широко применяется в науке и известно каждому. Между тем вошло оно в постоянное научное употребление не так давно, в середине двадцатого века, с подачи Клода Шеннона. Он ввел этот термин в узком техническом смысле, применительно к теории связи или передачи кодов (которая получила название «Теория информации»). В практическом смысле сейчас под информацией обычно понимают совокупность сведений об окружающем мире, являющихся объектом хранения, передачи и преобразования
Понятие информации широко применяется в науке, однако является общим и не всегда точно описывает происходящие процессы. В интеллектике я разделяю это понятие на несколько видов, в зависимости от способа обработки информации.
Ту информацию, которая является частью материального воздействия на систему, мы будем называть материальной информацией. Отличительной чертой материальной информации является то, что она неотделима от процесса, ее породившего, и прекращает свое существование вместе с ним. Более того, в зависимости от ситуации, материальную информацию можно рассматривать и как непосредственное воздействие. Слишком громкий звук может вызвать временную глухоту. Обрабатывать материальную информацию очень сложно, так как она существует недолго и пропадает вместе с процессом.
Для выделения собственно информации от материального процесса обычно используются датчики или рецепторы, которые преобразуют информацию в более удобную для обработки форму. Такую информацию мы будем называть сигнальной информацией. Сигнальная информация не зависит от материального носителя, поэтому легко может передаваться и преобразовываться в любую форму. Основное назначение сигнальной информации состоит в том, чтобы обеспечить передачу данных от места их получения до места их обработки. После обработки сигнальная информация уже не нужна.
Сущность обработки информации состоит в том, что в зависимости от оценки данных составляется общая картина и вырабатывается тот или иной способ действий. Общая картина и есть собственно отражение окружающей среды. Это отражение должно быть устойчивым состоянием и меняться только в том случае, если меняется окружающая среда. Это устойчивая картина описывается статусной информацией. Статусная информация является результатом обработки сигнальной информации и определяет поведение системы, включая и те способы, которыми будут обрабатываться сигнальная информация.
Если статусная информация имеет значительные объемы, то для быстрого ее извлечения требуется наличие дополнительной информации о том, где и в каком виде хранится статусная информация. Эту информацию о местонахождении мы будем называть знаковой информацией.
Для достижения некоторой цели системы требуется не вся накопленная информация, а ее определенная часть. Определение того, какая именно информация необходима, также может представлять самостоятельную проблему. Ту информацию, которая необходима для достижения некоторой цели, мы будем называть валентной информацией.
Итак.
1. Материальная. Неотделима от процесса, проявляется и пропадает вместе в ним. Содержит истинное знание об окружающей обстановке 2. Сигнальная. Появляется при наличие датчика и существует независимо от процесса. Пропадает после обработки. 3. Статусная. Появляется при наличие сигнальной информации и сохраняется все время 4. Знаковая. Существует при наличие статусной информации. 5. Валентная. Появляется при наличии цели и существует, пока не достигнута цель
А самое важное то, что эти пять этапов обработки информации фактически полностью описывают работу человеческого мозга.(С)
|