Надо сказать, что Е.Корниенко выразил верно суть того, для чего нужно сознание, правда косвенно и туманно,: "Сознание - это внутреннее свойство, творческий мотор самообучающегося организма.... Изобретение нового поведения - признак творчества, а творчество - признак сознания. "
Но в целом его представления очень упрощены, не основываются на понимании того, что происходит на уровне нейронной сети, мало того, он вообще эту сеть как бы отрицает:
В результате проработки и отбраковки многочисленных тупиковых идей пришлось отказаться от применения таких признанных инструментов, как нейронные сети... Первоначальное сознание не требует (и не может возникнуть из современных искусственных) нейронных сетей
и пофиг, что природная реализация - именно нейронные сети :)
Вот еще несколько ключевых высказываний.
Не исключено, что разум начинается не с самого простейшего уровня организации нервной системы, а "возникает" при достаточном её развитии. Однако, пока нам не ясно, что такое разум, и не ясен механизм такого возникновения, будем считать, что все существа с нервной системой разумны.
Вот такое основополагающее допущение :) Круто и бесполезно...
Изобретите и создайте устройство, способное самообучаться - и оно получит сознание. Найдите способность к самообучению у робота, и этим будет доказано, что он обладает сознанием.
Вот - тоже совершенно недопустимое допущение...
Изобретение нового поведения - признак творчества, а творчество - признак сознания.
Если найдено достаточно совершенное "не улучшаемое" поведение, то осознавание тоже исчезает, заменяясь автоматическим управлением.
Вот это - опять правильное улавливание общей сути, но такое было куда круче уже у Павлова в его динамических стереотипах, по сравнению с которыми сказанное Е.Корниенко - вульгарное упрощение. Жаль. что товаришь ленился прочесть то, что уже было сделано до него, а изобретал велосипед на голом месте и изобрел очень жалкую конструкцию. А ведь человек явно умеет сопоставлять, но вот с обобщение у него почти по нулям...
...тест предполагается применить к наиболее примитивным существам: улитке, гидре. Если он даст положительный результат, значит, это существо способно предвидеть, обучаться и самообучаться, то есть оно обладает, по крайней мере, рудиментарным сознанием.
опять недопустимо примитивное утверждение... Можно наблюдать специально сделанные примитивные механизмы, которые будут производить такое впечатление, а более строгого определения (способно предвидеть, обучаться и самообучаться) нет.
Если выбор поведения не слишком сложен, например, если организм имеет небольшой арсенал возможных реакций, или если необходимые варианты поведения заранее известны, то творческая работа сознания не велика. Жёсткий выбор "if - then - else" - это нулевой уровень сознания, лишённый творчества, свободы выбора и осознавания. Следовательно, в процессе творческого подбора подходящего поведения сознание проявляет ещё и "свободу воли".
вот как просто :)
...Таким образом, "свобода воли" - это одно из проявлений осознавания, заключающееся в том, что одновременно с осознаваемыми действиями мы можем размышлять на другую тему, например, "вспоминать".
- вообще из другой песни - это прерывание поведения более значимым в данный момент с запоминанием точки возврата к прерванному поведению.
Осознавание (ощущений) - это такой уровень сознания, при котором сознательное существо испытывает субъективные чувства, эмоции, впечатления.
все в кучу: чувства и эмоции... Не понимает, что такое эмоции.
если я проведу дополнительные испытания, подставлю роботу подножку, и он упадёт и будет продолжать петь, то я сделаю вывод, что его "пение" происходит автоматически. Значит, я не могу сделать вывод, что этот робот обладает сознанием.
можно поставить подножку живому человеку и если тот будет продолжать петь (по некоторым причинам), то значит - в бессознанке он :)
Как происходит самообучение
- Существо замечает, что некоторое повторяющееся обстоятельство важно.
Примеры таких обстоятельств - ночь, голод, убегание от врага.
Иногда животное повторяет ситуацию своими действиями, например, охотится. - При повторении ситуации существо пытается подобрать более выгодное поведение.
- В результате, в такой ситуации оно ведёт себя довольно успешно.
При самообучении существо само изобретает правильное поведение, получая положительную оценку (удовольствие, избежание опасности) только за правильный конечный результат. Между поведением и оценкой имеется логическая причинная связь, которая обычно далеко не очевидна. Решение проблемы "За что именно получена оценка" - одна из основных задач механизма сознания.
Полностью отсутствует роль отрицательной оценки, что вообще делает невозможным корректировку распознавателей обучением. Что такое важно? повисло просто потому, что за этим скрывается слишком до фига (личная система значимости), о которой нет вообще упоминаний.
Предложена модель бабочки. Сделан простой алгоритм: сходящаяся на некоем заданном результате система. Таких алгоритмов можно придумать неограниченное множество и самых разных, все они будут сходится на некоем заданном результате. Это объявляется способностью к научению, что совершенно не верно: стоит только изменить условия распознавания и алгоритм не будет работать (Если сделать окно сразу большим, то, вероятно, бабочка никогда не научится находить цветок, так как будет мало случайного успешного опыта. Но может случайно повезти.).
Это - всего лишь очень слабая (без использования отрицательной оценки результата поведения, а только положительные) модель обучения одного распознавателя - модель персептрона. Как далека система личной оценки при адаптивном поведении от модели одного распознавателя - как один нейрон от всей нейросети мозга. Однако у него "Эта бабочка осознаёт то, что она видит. "
Большинство природных явлений могут быть описаны в виде физических моделей, содержащих дифференциальные уравнения. "То, что произойдёт в ближайшие секунды" рассчитывается из этих уравнений.
А это - вообще абсурдный пароксизм формалистики :)
Единственный способ такого "универсального" предвидения, на который способны нейроны – это "воспоминание о своих прежних впечатлениях". Это похоже на "решение" уравнений по таблицам. Этот способ гораздо хуже и слишком конкретный по сравнению с решением уравнений. Но другого не дано.
Предвидение происходит потому, что существо узнаёт не "текущее состояние", а текущий процесс в динамике. "Ближайшее будущее" ассоциативно связано с текущим состоянием потому, что, как это состояние, так и его будущее, имеют их причинно связанные аналоги в прошлом. Ближайшее будущее - это будущее узнаваемого прошлого события.
С предвидением тоже как с сознанием: интуитивно понятно что есть такое и в тумане видится назначение, но на этом все и заканчивается.
Поскольку число нейронов у разных существ может отличаться в миллионы раз, приходится признать, что способностью к обучению, видимо, обладает структура из любого количества нейронов, и даже один нейрон. Значит, каждый нейрон должен обладать способностью к предвидению и к самообучению.
...разумом (который находит причинно-следственные связи между событиями) обладают все животные и даже отдельный нейрон!
Ну и вообще абсурдные, высосанные из пальца утверждения :) но, кстати, перекликающиеся с тем, что говорит о нейронах академик Александров :)
Собственно о сущности сознания ничего не сказано.