Lira
Jr. Poster
Род:
Сообщений: 27
!!!
список всех сообщений clons
Сообщение № 4811 показать отдельно Июнь 08, 2006, 04:35:23 PM ответ -только после авторизации
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ В ТРУДАХ ИНОСТРАННЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ 16-17 ВВ. Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения о религиозной культуре народов Сибири, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке такие материалы могут стать источником разнообразных сведений. Религиозные взгляды инородцев привлекают внимание ученых не только как реликт для изучения традиционной культуры народов, но и как путь познания человека и мира. В 1914 году, рецензируя одну из статей В.И. Анучина на страницах «Сибирской Жизни», Григорий Николаевич Потанин писал: «Изучение преданий имеет значение не для одного только прогресса науки, но имеет большое бытовое значение. Оно требуется в интересах возрождения инородческих некультурных племен… В особенности же важно собрать сведения об их религиозном творчестве, потому что религиозная мысль более чем какая-либо другая властвует над умами людей » [В интересах возрождения племен// Сибирская старина. Томск, 1995, №10 (15), с.28.]. Задачей данной работы является оценка ранних представлений исследователей народов Сибири по религиозной культуре. К сожалению, использованные мной записи носят отрывочный характер. Начиная с записей 16 в. можно заметить, что в них делается акцент на описании идолов, например, часто встречающееся описание идола Золотой старухи [Сигизмунд Герберштейн «Записи о Московии». М.,1988. Он же: «Записки о московских делах»; Рафаэль Барберини «Relazione di Moscovia scritta da Raffaello Barberio al conte di Nugarola? Anversa? Le 16 Ottobre» 1565.; А. Гваньини «Описание Европейской Сарматии» 1578.; Джильс Флетчер «О государстве русском или образ правления русского царя, обыкновенно называемого царем московским, с описанием нравов и обычаев жителей этой страны» 1591.]. Так же изображение этого идола можно встретить на картах Сибири того времени. Из источников следует, что этот идол находиться при устье реки Оби в Обдорской волости: «это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук » [Сигизмунд Герберштейн. Записи о Московии. М.,1988.]. Этому идолу поклоняются местные племена (обдорцы, угричи, войгуличи, самоеды и др.), проводят жертвоприношения, спрашивают у нее о будущем: «Жертвуют идолу самые дорогие и высокоценимые собольи меха, вместе с драгоценными мехами прочих зверей, закалывают в жертву ему отборнейших оленей, кровью которых мажут рот, глаза и прочие члены изображения » [А. Гваньини. Описание Европейской Сарматии. 1578г.]. Жертвоприношение проводит шаман или как упоминается в источниках колдун. Он спрашивает идола о том, что им делать и куда следует кочевать: «истукан же (странно сказать) обычно дает вопрошающим верные ответы и предсказывает истинный исход их дел » [Там же.]. Два автора – Сигизмунд Герберштейн и Александро Гвиньини отмечают рассказы о том, что якобы эта старуха (идол) поставила на горе «некие инструменты», которые издают звук труб [Сигизмунд Герберштейн. Записи о Московии. М.,1988.; А. Гваньини. Описание Европейской Сарматии.] , но ни один из них не пишет, зачем эти инструменты нужны. Заканчивая описание о Золотой старухи, я хочу привести один источник 17 века, написанный около 1676г. Автор этого источника: Рейтенфельс Я., в своем труде пишет о Кандорской (в более ранних источниках 16 века, что рассматривались выше, область называется Обдорской) области, где упоминает о том, что раньше там был идол Золотой бабы: «идол, почитаемый невежественными племенами за бога » [Рейтенфельс Я. «Сказания светлейшему герцегу Тосканскому Козьме Третьему о Московии//Андрей Роде. Августин Мейерберг. Самуэль Коллинс. Яков Рейтенфельс. Утверждение династии (История России и Дома Романовых в мемуарах современников. XV//-ХХ вв.)». М., 1997.]. Этот идол, по словам автора, был разрушен русскими [Идол был разрушен еще до того, как появился царский указ 1710 г. об истреблении остяцких идолов и обращении остяков в православие. Так же хочу заметить, что похожее можно найти в летописях, с одной лишь разницей, в Кунгурской летописи говориться, что этот идол Золотой старухи предвидя приход казаков Богдона, велела себя спрятать: «и огромное мольбище идольское (кумирское) скрыла вплоть до сего дня».] несколько лет тому назад, а холм, на котором он находился, был прозван «Чертовым приказом, т. е. концелярией дьявола». В источнике нет никаких упоминаний о каких либо звуках напоминающих гул труб. В записях путешественников первой половины 17 века, уже встречается больше сведений о вере народов Сибири, но все же они достаточно фрогментарны. В них говориться, что эти народы поклоняются солнцу и луне, а во время полярных ночей звездам [См.: Иероним Мегизер. «Новый северный мир, т. е. основательное и правдивое описание всех полночных или на севере лежащих стран и островов». 1613г.; Адам Олеарий. «Описание путешествия в Московскую и через Московию в Персию и обратно», 1647г. ]. Часто в работах этого времени можно встретить упоминание об идолопоклонничестве и описания самих идолов [См.: Иероним Мегизер. «Новый северный мир, т. е. основательное и правдивое описание всех полночных или на севере лежащих стран и островов». 1613г.; Джон Мильтон. «A Brief History of Moscovia and of other less known Countries lying eastward of Russia as far as Cathay/ Gather’d from the Writings of several Eye-witness? By John Milton? London? 1682»; Барон Августин Мейерберг. «Iter in Moschoviam» Кельн, 1663?.]. Так, например, Иероним Мегизер [Иероним Мегизер. «Новый северный мир, т. е. основательное и правдивое описание всех полночных или на севере лежащих стран и островов». 1613г. 1553-1618гг. историк, переводчик. ] отмечает: «У них есть также идолы, вырезанные из дерева. Скверно сделанные и отвратительного вида; их лица сделаны широкими и плоскими, несколько округлыми, нос еле-еле возвышается; на обеих сторонах сделаны две зарубки или разреза, которые должны означать глаза; под носом опять разрез, который должен изображать рот». Он пишет, что эти идолы обычно ставят на берегу моря. Начиная со второй половины 17 века, работы становятся более разнообразны по содержанию. В них можно встретить не только описания идолов, но и жертвоприношений, описание охоты на оленей с участием шамана, пример небольшого заговора, в них можно встретить такое название шамана как шайтаник или шайтан и т. д. Так, например, в работе неизвестного автора: «Описание путешествия в Сибирь и далее, в различные местности страны» 1666 года. Эта рукопись очень интересна для истории и этнографии Сибири. Рукопись делится на шесть частей, одна из которых посвящена народам Сибири: «О народах и племенах в Сибири, насколько я их знаю». В этом разделе автор уделяет внимание остякам: их внешнему виду, одежде, образу жизни, верованиям и дани. Неизвестный автор пишет, что остяки не знают ничего «ни о боге, ни о заповедях его». Он пишет, что они приносят жертвы и молятся шайтану и дает в кавычках это слово на латыни - Scheitan, «что значит чорт». Автор упоминает, что остяки делали для своего шайтана жертвенные места в лесу, под деревом, но не приводит ни одного подобного описания. Интерес представляет описание образа камлания, приводимого автором этого сочинения: «Когда этот шайтан является с сильным шумом и свистом, падают они на землю ниц или на колени и просят его, чтобы у них не была украдена ни одна лошадь; они приносят ему в жертву соболей, лисиц, куниц и все, что они имеют». На мой взгляд, это описание жертвоприношения. Скорей всего, это описание происходит с чьих-то слов. Об этом мне позволяет судить то, что неизвестный автор ничего не пишет о человеке, в которого должен вселиться этот шайтан, который является посредником между людьми и духами, а описывает пространное появление того же шайтана как будто бы воплоти. «Когда этот шайтан является с сильным шумом и свистом» - в этом месте скорей всего имеется в виду пляска шамана с бубном, когда в него вселяется дух (шайтан). Шаман начинает кружится вокруг костра выкрикивая непонятные слова и издавая различные звуки, в том числе и свист. В рукописи говориться так же о священнике, называемом шайтаник. Также как и слово, шайтан, в скобках дается пояснение на латыни - Scheitanik. Как пишет сам автор: «это настоящий колдун или заклинатель нечистой силы (Hechsnmeister oder Theuffelsbanner)». Этот человек должен отвечать за шайтана. Под шайтаном здесь подразумевается идол [Мой вывод основан на нескольких фактах: во-первых, если обратиться к работе Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком» составленное в 1715г., то в ней можно встретить замечание автора о жреце (шамане): «жрец их…: кто утворит или содержет идола». Во-вторых, в своей работе 1786 года «Путешествие по разным провинциям Российской империи, П.С. Паллас пишет, что: «идолы их от россиян общим наречием шайтан назывались». Следовательно, из записи автора следует, что дух – шайтан, вселяется в шамана - шайтаника, который в свою очередь отвечает за идола – шайтана. Иногда в работах можно встретить применение слова шайтан к шаману, что усложняет понимание текста источника, так как получается три значения этого слова]. Особый интерес представляет работа Самюэля Коллинза [1619-1670гг. Английский врач, долго служивший в Москве.] «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне, одной значительной особой, в течение девяти лет находившейся при дворе московского царя» 1671г. Его записи важны тем, что в них впервые предоставлены сведения о взаимосвязи шаманских действий с промыслами, в частности об охоте самоедов на оленя: «Когда они охотятся на нового оленя, то советуются прежде со жрецом, и он, после многих обрядов и заклинаний, говорит им, куда нужно идти. Что большую часть и сбывается». Подобный момент мне нигде больше не встречался. По словам автора, среди самоедов распространено понятие достоинства, которое измеряется знаниями в колдовстве и как он замечает: «в котором они очень сведущи, особенно в присутствии иностранцев». Так же С.Коллинз привел рассказ одного английского купца, который будучи в Архангельске, угощал самоедов: «и когда один из гостей напился пьян и сделался похож на медведя или сумасшедшего (Tom a Bedlam), тогда позвали старуху, которая ему пошептала что-то на ухо, коснулась его лба, а гость тотчас же протрезвился как ни в чем не бывало». Вместе с тем, в работах второй половины 17 в., Так как и в предшествующий период встречаются множество описаний идолов [См.: Де Ламантиньер «Путешествие в Северные страны» 1671г.; Э.И. Идес «Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)» 1696г.; Адам Бранд «Beschreibung der Chinesischen Reise? Welche vermittelst Einer Zaris. Gesandschaft durch Dero Ambassadeur, Herrn Isbrand Ao 1693, 94 von Moscau über Grosz-Ustiga, Siberien, Dauren und durch die Mongalischer Tartarey verrichtet worden», Hamber, 1698. ]. Я не буду приводить примеры, но хочу лишь заметить, что появляются в источниках названия идолов такие как шайтан [Э.И. Идес «Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695)» 1696г.] или фетицо [fetizot] [Де Ламантиньер «Путешествие в Северные страны» 1671г.]. Единственное описание костюма шамана встречается у Адама Бранда, голландского купца участвовавшего в посольстве Э. Идеса в Китай (1692-1695). В своем дневнике он пишет, что тунгусы, когда их собирается много на одном месте жить: «держат они шамана». Когда им нужно узнать о будущем, то они идут к нему. Перед камланием колдун надевает свое «платье», «на которое подвешено более пяти пудов, т. е. 200 фунтов, железных вещиц, изукрашенное всякого рода чертовыми масками, медведями, львами, змеями, драконами и тому подобным » [ Адам Бранд «Beschreibung der Chinesischen Reise? Welche vermittelst Einer Zaris. Gesandschaft durch Dero Ambassadeur, Herrn Isbrand Ao 1693, 94 von Moscau über Grosz-Ustiga, Siberien, Dauren und durch die Mongalischer Tartarey verrichtet worden», Hamber, 1698. ]. Так же в этих записях имеется упоминание о бубне: «когда этот самый шаман показывается разряженный в таком одеянии, берет он в руки большой барабан и бьет в него удар за ударом». Таким образом, из выше изложенного можно заметить, что в ранних историко-этнографических источниках 16 в. много места уделяется описаниям идолов – это, на мой взгляд, связанно с тем, что первые путешественники (те же голландцы) шли морем или по рекам и первое, что им попадалось из религиозной культуры коренных народов – это идолы, которые часто располагались вдоль берегов. Освоение Сибири, развитие торговых отношений в 17 веке с местным населением, позволило купцам, путешественникам, историкам и этнографам попасть в ту среду, в которой жили люди и уже из нутрии наблюдать за их культурной жизнью и это отражается в документальных источниках. Начинают появляться упоминания о жрецах, о шайтане которому те служили, о жертвоприношениях идолам с целью испрошения о будущем или удачи и т.д.
Все используемые источники находятся в двух сборниках: «Сибирь в известиях Западно-Европейских путешественников и писателей (Х///-ХV// вв.). второе издание. Иркутск, 1941г. И «История Югорской земли в документах (с древнейших времен до 1917 г.) в двух частях: [Электронный ресурс].
|