Привет, НАН. Размещу твой комментарий к
статье про эмоции тут, это хорошо дополнит тему про формулу любви.
Любовь может приносить удовлетворение и счастье, а может стать невыносимой и нежелательной. Ярость может так же быть желанной и яркой, а может быть ослепляюще разрушительной. Страх и унижение может приносить наслаждение... и тогда такие ситуации будут не избегаться, а наоборот, к ним начнут стремиться. |
Есть два фактора, которых вполне достаточно для управления организмом. Приятие и неприятие. А тут всё – как-то в одной кучке. И любовь, и страх. Предлагаю – различить эти вещи.
Я не говорю о мазохистах, которые получают кайф от собственных страданий. Есть такие, не спорю. Мало ли на свете разного народа. В чужую душу не заглянешь, все мои эмоции – мои. А твои – твои. И в этом – корень многих непоняток.
Ярость, ненависть, страх, унижение, тревожность, жалость, тоска – всё это перепевы неприятия. И переход по этому спектру эмоций – это всего лишь выбор одного из страданий. Одно страдание меняется другим – и всё.
А любовь – это совсем, совсем другое. Это – состояние вне страдания.
Если задуматься, то эти как раз мысли очень хорошо перекликаются с такой вот твоей идеей:
… они играют роль неспецифического регулятора для установления или преимущественно стимулирующих связей (желательный опыт) или тормозных связей (избегаемый опыт) и оптимизируют все системы организма к специфике условий … |
Эмоции неприятия переживаются нами как «удары кнута», от которого мы бежим. А эмоции приятия – как «вкус пряника», к которому мы стремимся.
Поэтому, ты уж определись со своим отношением к неприятию, НАН. Либо ты кайф от него получаешь, либо – страдаешь. Либо неприятие тебя – стимулирует, либо – тормозит.
Я вот такую вот нестыковку заметил, обрати внимание - мож, что и надумаешь...
Под «стимулирует» и «тормозит» я подразумеваю не мотив к каким-то КОНКРЕТНЫМ действиям. А мотив – как относиться к текущей ситуации.
Ярость и страх – это «бей/беги». Т.е. «избегай текущей ситуации всеми доступными тебе средствами».
А любовь – это – «оставайся в текущей ситуации, изучай, исследуй и следуй ей». «Следуй ей» – а потому, как куды ж ты денешься? Ты по любому какой-то ситуации да следуешь, одновременно меняя себя и эту самую ситуацию – хоть бъешь, хоть бежишь.
Разница есть, имхо.
Вот для того, чтобы ты выбрал «бить» или «бежать» - и стегают тебя кнутом неприятия.
Неужели это - приятно? Неужели – действительно «приносит наслаждение»? Впрочем, откуда берётся это «наслаждения» в этом случае – очевидно. Одно страдание (более тяжкое) просто заменяется другим (менее тяжким). И вот эта разница и ощущается как облегчение, «наслаждение».
Далее, слово «преимущественно». Оно, на мой взгляд, означает, что человек живёт не в состоянии чистого неприятия или приятия, а некоей смеси этих двух эмоциональных состояний. Так оно обычно и бывает, к стати. Так живут многие вокруг меня, так и я жил – до недавнего времени.
Но, оказывается - куда как большее «наслаждение» доставляет состояние вне неприятия – приятие в чистом виде. Приятие, при котором нет даже тени неприятия, т.е. нет даже тени сомнения в том – приятна ли тебе текущая ситуация или нет. В сущности, это ситуация, при котором отсутствует оценочность, отсутствие желания сравнивать что-то с чем-то на предмет «хорошо/плохо».
Ведь переход по лесенке неприятия - от ярости к страху и унижению не считается чем-то необычным, нет? Почему же мы считаем необычным гуляние по лесенке приятия? Думаю, лишь потому, что это нам – непривычно.
В одном эмоциональном состоянии очень трудно или даже вообще невозможно заставить реализоваться реакции, характерные для другого эмоционального состояния. И когда ситуация распознается в достаточной степени, происходит переключение эмоций, обеспечивающих быстрое и эффективное реагирование. |
Вот, в принципе, основной, ключевой вопрос. Возможно ли? Эффективно ли? Адекватно ли? Можно ли не оценивать по шкале «хорошо-плохо»?
Можно ли сесть за пулемёт и вдарить по гадам-марсианам, испытывая приятие ситуации? Убивать их без злобы, ненависти и страха, и не из чувства мести?
Не потому, что так будет «хорошо», а не так – «плохо»?
А потому лишь, что вот пришли падлы, весь приход обломали – и делать больше ничего не остаётся, ибо всё остальное – уже перепробовали?
А чего ж нет? Какие рациональные доводы можно привести «против»?
С чего бы это таким миролюбивым даосским монахам выращивать свой «шаолинь»?
На достижение такой вот эмоциональной реакции на текущую ситуацию и были рассчитаны все восточные системы единоборств, развивающиеся в соответствующем духе. Спроси любого, пусть даже и нахватавшегося по верхушкам «мастера» и он тебе бодро отрапортует: «освободи свой ум, танцуй, прими любой исход».
И для того, чтобы люлей при надобности гадам неврубным развесить монахи старались тоже – а то как же!
Бой без ненависти, бой-танец, бой, при котором эмоционально приемлем любой исход. Рацио курит, бой ведёт только тело и то, что ЗА умом.
Смерть однажды случиться, моя и твоя.
И душа отлучиться, моя и твоя.
Нас не будет, но в лунном и солнечном блеске
Смерть, как пар, растворится, моя и твоя.
Или вы собрались жить вечно, господа?
Далеко, далеко не факт, что «быстрое и эффективное реагирование» проявит чел, скованный страхом или с разумом, помутнённым яростью.
Танцующий со смертью эффективнее цепляющегося за жизнь, имхо.
Да, неприятия в виде ярости может послужить катарсисом и вывести человека туда, ЗА ум. Можно сублимировать и её тоже – так же, как и любовь или сексуальную
энергию – в случае, если придётся с марсианами схлестнуться. Но и этому – тоже нужно учиться, если оно кому нужно.
Только сгоришь быстро, имхо.
Так что мой ответ на этот вопрос – очень трудно, но возможно! И скорее эффективно, чем нет. И – да, можно жить вне «хорошо/плохо». Когда не «плохо/хорошо», а вот – «просто так».
Насчёт шахмат - хороший пример.
Так какие, действительно, эмоции возникают у шахматистов – отрицательные или положительные?
Отрицательные? Тогда это вовсе не обязательно предопределяет избегание спорта, как ты пишешь, НАН. А - ведение шахматного поединка в той самой ярости или страхе. И – да, со всеми отсюда вытекающими.
«Скорее – положительные».
Ну какие же – положительные, если в результате происходит спад в игре, болезни, нервные срывы и прочая гадость.
Что же их, шахматистов, толкает к игре, коли они испытывают «отрицательные эмоции», спросишь ты? А для этого тебе придётся ещё одну статью писать – «желания»
Ну, или мне. Т.к. желания наши определяются не только эмоциями, но и рацио, удовольствием от творчества, от красоты, от общения и т.д. и т.п, которые (удовольствия) не совсем и не только являются эмоциями в том
контексте, который определяют психологи. Типа удовольствия от насыщения. И ещё кое-чем.
Вот и бъются внутри сознания две вещи: и удовольствие от творчества (толкающее в шахматную схватку умов), и страх поражения. А в итоге -
Но устоялось мнение, что именно отрицательные эмоции являются причиной органических поражений. На самом деле, в примере с шахматами причиной остаточных явлений является нескомпенсированность физиологического отклика на эмоциональные реакции (подготовка организма к специфике стрессовой ситуации) и не сбалансированностью расходом того, что было заготовлено для обеспечения этой активности. |
Да-да, шахматистам можно посоветовать как раз то, что советую я. Радуйтесь игре, господа, любите жизнь. Приемлете любой вариант. И тогда не придётся компенсировать вашу «спортивную злость». Здоровее будете. И игра ваша будет гораздо красивее.
Ну, и в заключение, НАН. Пожалуй, что и в заключение всей темы - про "формулу любви". И вообще - всего моего дискуссионного участия на твоих форумах.
Есть научный метод исследования мира. И есть общество, в котором можно выделить то, что называется общим словом «наука». Учёные, знания на разных носителях, технические средства (инструменты), материальная база и т.д. В общем, как и всегда – совокупность материальных структур и информации.
Ясно, что большинство научных исследований проводятся в пользу общества. В пользу тех людей, которые считаются «нормальными». В пользу большинства. Исследуются «нормальные» люди, даётся заключение о «нормальных» эмоциях, «нормальных» желаниях, «нормальных» нормах и правилах, методах лечения «нормальных» людей и т.д. и т.п.
Наука (а особенно такая неточная наука, как психология) заточена на обслуживание «нормальных». Хоть домохозяек, хоть бизнесменов, хоть политиков.
Поэтому она и смотрит на мир под этим углом зрения – углом зрения «нормальных» учёных, «нормальных» психологов.
Но, НАН, обрати внимание. Как может физик исследовать мир без соответствующих «органов восприятия» - приборов? И чем больше и тоньше инструмент физика, тем больше он видит.
А что за инструмент у психолога, который исследует такую тонкую вещь, как эмоции – «некоторые проявления
психики, которые, на самом деле, никак в общих
психических механизмах не выделяются и не имеют какой-то границы»?
Каким микроскопом можно подтвердить/опровергнуть то, что говорю я? Как измерить эту самую эмоцию - любовь?
Кроме собственной души и «нормальных» добровольцев нет у «нормального» психолога ничего. Вот и делаются всяки-разные заключения, типа «полезности страха» и т.д. и т.п.
Безусловно, то, что говорю я - это не о мире «нормальных» людей. Я говорю о мире тех людей, которых принято называть «духовными искателями». Людей, которые исследуют свою собственную душу,
психику,
мышление. Собственный внутренний мир. И не только исследуют, но и творят себя, выходя за рамки того, что считается нормальным.
Да, быть эгоистом – это нормально. А бескорыстная любовь (когда не "ты мне – я тебе, и спасибо нам обоим", а когда «я – тебе – хошь бери, хошь нет. Берешь – и спасибо тебе за это») – это ненормально.
Ну, так и что же?! Ненормальным быть не всегда невыгодно. Не всегда ненормальность – есть не
адекватность. Иногда – очень, очень даже и наоборот – ненормальный бывает более адекватен.
Именно с этого я валяюсь!
Бескорыстная любовь выгоднее корыстного эгоизма, ага. ВЫГОДНЕЕ!!!
Вот весь в чём и прикол ситуации-то.
Успехов!
Если кто что хочет мне сказать - пишите на мыло, тут отвечать не буду - просто не имею возможности, дела.
Удачи, НАН, "всё моё - твоё!"