Проблема происхождения музыки давно занимает умы философов, историков культуры и натуралистов. Недавно исследователи из Института орнитологии им. Макса Планка в Зеевиссене нашли поразительные параллели между музыкой и трелями небольшой птицы коричневого цвета, обитающей в джунглях Амазонии. Крапивник-органист предпочитает
Крапивник-органист, или певчий толстоклювый крапивник (Cyphorhynus arada) назван очень точно: в трелях этих птиц используются те же интервалы, что считаются консонансами во многих музыкальных культурах мира. К таким выводам пришли композитор и музыковед Эмили Дулитл (Emily Doolittle) и биолог Хенрик Брумм (Henrik Brumm). Гармонические интервалы, напомним, воспринимаются человеческим ухом как нечто спокойное и стабильное, и являются основой тональностей классической музыки Запада. Трели крапивника-органиста воспринимаются как нечто музыкальное из-за того, что птицы выдают одну за другой совершенные октавы, квинты и кварты. Некоторые птичьи песни поразительно напоминают пассажи из произведений Баха и Гайдна.
«Но это не означает, что певчий толстоклювый крапивник поет в одной тональности – как делал бы музыкант-человек. Просто любовь птицы к консонансам иногда “дает” сочетания тонов, которые звучат так, будто они взяты из одного лада», - объясняет Дулитл.
Также ученые узнали, что песни «уйрапиру» (так на португальском языке называют крапивника-органиста) являются важной частью бразильской музыкальной традиции. Например, Эйтор Вилла-Лобос в 1917 году написал симфоническую поэму «Уйрапиру». Другие птицы, какими бы мелодичными не были их трели, не могут похвастаться гармоническими интервалами.
Дулитл и Брумм также провели эксперимент: они попросили 91 добровольца сравнить последовательности интервалов, взятых из песен крапивников-органистов, и из машинно-генерированных трелей, звучание и продолжительность которых были такими же, а интервалы были немного изменены. Слушатели единодушно назвали птичьи голоса более музыкальными.
Остается загадкой, как сами птицы воспринимают музыкальные интервалы и что они думают об устройстве своих песен. Восприятие интервалов и других черт человеческой музыки животными – это один из возможных «ключей» к пониманию ее истоков.
На схеме: 1: песня крапивника органиста (частота/время). 2: ее же запись нотами. 3: начало второй части сто третьей симфонии Гайдна. 4: начало XX фуги Баха в тональности ля минор.
Данные исследования опубликованы в журнале
По материалам
|