Хотя музыка считается универсальным языком, не всем людям этот язык внятен. Некоторые музыку попросту не воспринимают, и связано это может быть с нарушением слуха, называемым амузией. При амузии страдает именно музыкальный слух: человек не узнаёт известные произведения, не воспринимает сочетания звуков и т. д.
Амузию можно сравнить с неузнаванием языка, когда человек, слышащий иностранную речь, не может выделить в ней ни слова. Однако это не единственная причина: исследователи из Барселонского университета (Испания) нашли ещё одну и назвали её музыкальной ангедонией. Хосеп Марко-Палларес (Josep Marco-Pallarés) и его коллеги попытались проверить, как разные люди воспринимают музыку и получают от неё удовольствие.
Кому-то в музыкальном произведении нравится мелодия, кто-то ищет ритм, кто-то ценит формально-композиционные прелести, кто-то — всё вместе, но, так или иначе, наши впечатления от музыки во многом опираются на чувство удовольствия или неудовольствия. А это значит, что тут задействован комплекс мозговых нервных центров, называемых системой подкрепления и отвечающих за удовольствие, удовлетворение и т. п. И можно было бы предположить, что при некоторых формах музыкальной невосприимчивости проблемы будут как раз с системой подкрепления.
Именно об этом учёные и подумали. Психологические признаки музыкальной ангедонии они выявили с помощью психологического опросника. Некоторые люди, как оказалось, вполне могли получать удовольствие из самых разных источников, но только не от музыки. Однако здесь всё ещё можно было свалить на слуховую невосприимчивость — амузию.
Тогда исследователи выбрали нескольких добровольцев и объединили их в три группы: первая получала от музыки большое удовольствие; вторая — среднее; третья музыку вовсе не воспринимала. Каждой группе предлагали два задания: нужно было оценить собственное удовольствие от музыкального произведения и выполнить некий тест, где за скорость ответа давали денежное вознаграждение. Предполагалось, что оба задания действуют на систему подкрепления и стимулируют выброс нейромедиатора дофамина. Во время тестирования исследователи следили за частотой сердечного ритма и измеряли электропроводимость кожи испытуемых, которая меняется при выделении пота. По обоим показателям можно было сделать выводы об эмоциональном состоянии человека.
Как пишут исследователи в журнале Current Biology, у людей из третьей группы (которые не получали удовольствия от музыки) система подкрепления работала в целом нормально, адекватно реагировала на денежное вознаграждение, но была абсолютно глуха к музыке. При этом с музыкальным восприятием у таких людей всё было в норме. Если продолжить аналогию с иностранной речью, то в этом случае человек различает слова, но они не будят в нём никаких эмоций. Представьте, что фраза «я люблю тебя», произнесённая, например, на английском, вызвала бы у человека бурную эмоциональную реакцию, а произнесённая, скажем, на немецком — ничего, кроме равнодушия, притом что смысл сообщения был бы вполне понятен. Вот то же самое и с музыкальной ангедонией.
Эти данные заставляют иначе взглянуть на работу системы подкрепления, которая пользуется особой популярностью у психологов и нейробиологов. Получается, что она может действовать весьма выборочно и что наши пристрастия могут зависеть от «любовей» и «нелюбовей» подкоркового центра удовольствия.
Что же до того, почему некоторым людям не нравится музыка, то тут ответа пока нет: учёным удалось понять механизм нелюбви, а вот с «почему» очевидные проблемы. Потому что! Хотя, возможно, те, кому не нравится музыка, просто не нашли то музыкальное произведение, которое поразило бы их до глубины души...