Компьютерная программа разработчиков из России и Украины впервые в истории прошла тест Тьюринга, который выявляет искусственный интеллект.
Чат-бот Eugene Goostman ("Евгений Густман"), имитирующий 13-летнего подростка из Одессы, обманул жюри конкурса Turing Test - 2014, которое приняло его за человека. Программу начали разрабатывать в 2001г. в Санкт-Петербурге Владимир Веселов из России и Евгений Демченко с Украины. Веселов в данный момент живет в США, а Демченко - в России.
Английский математик Алан Тьюринг, живший в первой половине XX века, предложил идею теста, который дает ответ на вопрос, может ли компьютер мыслить. Во время теста человек общается с виртуальным собеседником. По итогам беседы он должен решить, с кем разговаривал - с человеком или машиной. Тест пройден в том случае, если минимум 30% респондентов утверждают, что они общались с человеком. Задача компьютерной программы - заставить собеседника сделать неверный выбор.
7 июня программа "Евгений Густман" впервые прошла тест Тьюринга за его 65-летнюю историю, сообщается на сайте Университета Ридинга, Великобритания (The University of Reading). В конкурсе Turing Test - 2014, который проводился при поддержке Лондонского королевского общества, Школы системного инжиниринга (University's School of Systems Engineering) и проекта RoboLaw (финансируется ЕС) приняли участие пять суперкомпьютеров. 33% жюри конкурса приняли программу "Евгений Густман" за человека. В 2012г. программа смогла убедить 29% судей в том, что является человеком.
"Прохождение теста Тьюринга - это фантастика", - рассказал РБК ученый-кибернетик Кевин Уорвик, который организовывал Turing Test - 2014. По его мнению, это событие является самой важной вехой в области изучения искусственного интеллекта. Программа позволит в дальнейшем разработать компьютер, который поможет бороться с киберпреступностью, отметил ученый. Уорвик рассказал, что собирается писать научную работу на основе прошедшего конкурса.
Идея создания персонажа программы "Евгений Густман" заключалась в том, что 13-летний подросток может не знать некоторых вещей, но в то же время способен отвечать на вопросы собеседника, цитирует Владимира Веселова Университет Рединга. Команда потратила много времени, чтобы персонаж получился правдоподобным, отметил Веселов. В этом году был улучшен диалоговый контроллер, который делает реплики программы похожими на человеческие, добавил ученый. По словам Веселова, он планирует и дальше работать над программой, чтобы сделать ее "умнее".
Владимир Веселов сейчас живет в штате Вирджиния, США. Он учился в Военно-космической академии им. А.Можайского в Санкт-Петербурге. По данным личного профиля в соцсети LinkedIn, Веселов работал консультантом по программному обеспечению в американской IT-корпорации EPAM Systems, после этого был сотрудником лаборатории автоматизации в компании Johnson & Johnson, сейчас занимается программным обеспечением в Amazon. С 2001г. по 2005г. он участвовал с программой "Евгений Густман" в конкурсе AI Loebner на премию Лебнера.
Виртуальный собеседник "Евгений Густман" отличается от других чат-ботов тем, что обладает специфическим "характером". Работа других суперкомпьютеров построена на поиске фраз из Twitter, которые используются в общении с реальным собеседником. "Евгений Густман" представляет собой целостную личность, отметил Веселов. К примеру, известно, что у мальчика есть отец, который работает гинекологом, и любимая морская свинка. Такие детали, по мнению Веселова, должны были убедить членов жюри в подлинности виртуального собеседника.
Технология искусственного интеллекта, разработанная командой Веселова, используется в приложении Everfriends - мобильном ассистенте для смартфонов на платформе Android от российского разработчика i-Free Innovations. Компания i-Free приобрела эту технологию в 2011г. и, как следовало из пресс-релиза, продолжила ее развитие с целью выпуска серии виртуальных ассистентов на базе Android, которые могли бы составить конкуренцию системе Siri от Apple.
Работая в Военной инженерно-космической академии имени А.Ф.Можайского в Санкт-Петербурге, Веселов занимался применением методов и систем искусственного интеллекта для систем управления космических аппаратов, с 1999г. - системами обработки естественного языка в санкт-петербургском подразделении компании Artificial Life (Бостон, США), а после переезда в США совместно с партнерами в 2001г. создал компанию Princeton Artificial Intelligence для разработки собственной платформы искусственного интеллекта.
|