|
Орнитологи из Франции и Бразилии исследовали смысловое содержание птичьих песенок. Они изучили песенки корольковых певунов, обитающих в дождевых лесах Бразилии. С помощью экспериментов ученые выделили в песенках компоненты, обозначающие видовую принадлежность певцов, индивидуальные вариации, предназначенные для оседлых соседей-самцов и самок, сигналы о своем местоположении. Эта информация необходима для поддержания социальных связей в условиях густой листвы дождевого леса с резко ограниченной видимостью.
Международная группа ученых из Франции (
Сама песенка состоит из 6-ти секундного посвиста, частота которого понижается с 7 до 3 кГц. В песенке первая часть — высокочастотная — на расстоянии становится неразличимой, и значима для широкой аудитории только ее вторая часть. Причем для опознавания особей своего вида певуны используют скорость снижения частоты звука. Если птичкам давали слушать смоделированный чистый звук с теми же параметрами снижения частоты, то самцы реагировали на него так же, как и на естественную песенку. То есть темп снижения частоты сигнала — это первый код. Второй важный параметр — это перерывы в посвисте, их длительность и местоположение, зафиксированные в первой части песенки. Эта характеристика песенки индивидуальна для каждой птички и не меняется. Так как первая часть песенки заглушается листвой, то она предназначена только для близких соседей или подлетевших самок. Самцы распознают знакомый голос соседей и реагируют менее агрессивно, чем на незнакомую песенку. Информация о местоположении певца заключена во второй части песенки, а именно, в изменении амплитуды звука. Если птичке предъявить смоделированную песенку с постоянной амплитудой, но с естественной частотой, то она полетит искать источник звука, но часто в ошибочном направлении. Расстояние до певца определяется по степени заглушения, «стирания», первой части песенки. Птички менее тревожно реагировали на песенку, записанную с большого расстояния, чем с близкого (громкость одинаковая). То есть, если птичка слышит, что потенциальный соперник далеко, то и волноваться нечего.
Таким образом, слушатели по песенке могут определить видовую принадлежность певца, его индивидуальные свойства и его местонахождение. Эволюция звуковой коммуникации в случае с этими обитателями дождевого леса шла с учетом не только голосовых способностей певцов, но и акустических параметров их местообитания.
Источник: Mathevon N, Aubin T, Vielliard J, da Silva M-L, Sebe F, et al. (2008) Singing in the Rain Forest: How a Tropical Bird Song Transfers Information. PLoS ONE 3(2): e1580. doi:10.1371/journal.pone.0001580
Елена Наймарк
|