Просто так или вверх ногами, прямо или моментально – и легко – меняя направление полета, зависая на месте и устремляясь вверх, летучие мыши действительно могут считаться настоящими воздушными асами. Их маневренность так замечательна, что некоторые конструкторы и инженеры предлагают и в разработке летательных аппаратов пытаться подражать не птицам, как мы привыкли, а именно летучим мышам. К примеру, в отличие от птиц, крылья летучих мышей покрыты не перьями, а тонкими волосками, которые сами по себе довольно примечательны. Они довольно редки, что не делает покров подходящим ни для регуляции температуры, ни для защиты от влаги. Зато к их волосяным луковицам подходят чувствительные окончания, несущие рецепторы, для волос совершено не характерные. Эти моменты наталкивают на мысль о том, что волоски на крыльях летучих мышей должны играть какую-то важную роль именно для их полета. Впрочем, тщательно эту идею еще никто не изучал – и лишь недавно группа американских нейрофизиологов вплотную занялась исследованием функций волосяного покрова на крыльях летучих мышей, и его роли в процессе полета. Обдувая волоски на крыльях подопытного животного тщательно контролируемыми потоками воздуха, ученые фиксировали активность сенсомоторных областей его мозга. Как и можно было ожидать, даже в отсутствие реального полета мозг проявлял высокую активность, а если воздушные потоки резко меняли направления, она становилась еще выше. Иначе говоря, волоски играют роль датчиков, позволяющих животному самым точным образом оценивать динамику своего полета. В следующем эксперименте ученые обучали два вида летучих мышей ориентированию в темном помещении с препятствиями – искусственными деревьями и сетями. И если после обучения волоски удалялись (с помощью крема для депиляции), эффективность их маневрирования резко снижалась. Лишенные волосяного покрова на крыльях, летучие мыши вообще вели себя в полете менее уверенно и снижали скорость движения, в среднем, с 3,5 до 2,5 м/с. Все это заставляет задуматься над созданием системы искусственных сенсоров, которые могли бы подражать волоскам на крыльях летучей мыши. Такие датчики, расположенные по поверхности летательного аппарата, могли бы существенно улучшить и летные характеристики, и безопасность. Но это вновь возвращает нас к летучим мышам. Ведь если теперь мы знаем, откуда они получают информацию, теперь стоит понять, как они ее используют для маневрирования и стабилизации полета? Будем надеяться, ответ будет найден. 01-07-2011г. |