Путь к беспристрастной педагогике Новые технологии, позволяющие автоматизировать процесс проверки и оценки студенческих сочинений, изменяют роль педагога в учебном процессе и характер его отношений с учащимися, искореняя коррупцию и субъективизм, а также открывают новые перспективы перед дистанционным образованием. Проект Qualrus, разработка которого ведется в университете Миссури, позволяет мгновенно выставить оценку студенческой работе даже по сложным предметам. Программа семантического анализа текста, исследуя характерный «рисунок» слов в студенческом опусе, определяет, насколько убедительны используемые учащимся аргументы, и на этом основании проставляет итоговую оценку. Как сообщает ВВС, разработка Qualrus осуществлялась на средства гранта размером $100 тыс., предоставленного Национальным фондом науки США. Педагоги отчаянно нуждаются в подобной системе — по словам разработчика программы профессора Эдварда Брента, Qualrus позволит снять с преподавателей тяжкое бремя проверки работ учащихся, «подарив» им многие сотни часов дополнительно. «Программа использует несколько различных интеллектуальных стратегий, — пояснил профессор Брент. — Она сопоставляет информацию, полученную от остальных испытуемых, а также информацию, ранее введенную самим преподавателем». Студенты, которым преподает социологию сам г-н Брент, пересылают свои сочинения по Сети и получают подробный отзыв на них за считанные секунды. В его состав входит целый набор оценок различных параметров работы, которые определяются в соответствии с установками преподавателя. Qualrus позволяет не просто освободить педагога от проставления оценок, но и проследить за правильностью хода мысли учащегося при подготовке работы. Но при этом программа — отнюдь не «прокрустово ложе», в которое загоняется студент. «Сделанные нами оценки редко разнились с оценками, выставленными программой, — подчеркнул профессор Брент. — Нашей задачей являлось не создание простого шаблона в ущерб оригинальности мышления учащегося. Мы пытаемся придать программе гибкость и настраиваемость. Она делает нашу работу более интересной, поскольку избавляет от необходимости проверять факты, давая возможность сосредоточиться на мыслях». Курс социологии длительностью один семестр, читаемый в университете Миссури, прослушивает обычно от 70 до 200 учащихся, так что работы у профессора Брента — хоть отбавляй. Система была введена в эксплуатацию лишь после того, как за это проголосовали сами учащиеся. Им было предложено выбрать более предпочтительный вариант оценки собственных знаний — писать ли работу в виде сочинения, либо же выполнять тесты с набором ответов на каждый вопрос, обработка которых занимает у преподавателей меньше времени. «Студенты большинством в две трети высказались за то, чтобы писать сочинения, — рассказал профессор Брент. — Предпочтительнее писать более развернутые работы, дающие учащимся возможность получить более качественный отзыв на них. Теперь они могут пересматривать собственное сочинение столько раз, сколько потребуется, прежде чем написать чистовой вариант». В настоящее время реализуется ряд проектов, имеющих своей целью автоматическое выставление оценок обучающимся. Так, в США, в штате Индиана в 2004 году начала использоваться программа под названием E-rater, которая ставит оценки сочинениям по английскому языку. В Великобритании, где студентов уже оповещают об экзаменах с помощью SMS, экзаменационный совет Edexcel отправляет ответы на сложные вопросы педагогам, проверяющим работы и выставляющим оценки на дому. 14-01-2006г. |