Реинкарнация: факты и вымыслы. Часть 2
Я с полной уверенностью утверждаю, что все свидетельства в пользу человеческой реинкарнации, с которыми мне довелось познакомиться, оказывались в действительности неправильным объяснением фактов. Я ни в коем случае не ставлю под сомнение честность лиц, представивших эти свидетельства. Несомненно, они сообщали то, что, как им казалось, они видели и чувствовали. Но, поскольку их опыт относился к психической сфере, при его толковании следует учитывать условия, влияющие на психическое получение информации. И тогда выясняется, что этот опыт свидетельствовал не о реальности человеческой реинкарнации, а о действии определенных законов в сфере психических явлений.
Приведу один из множества примеров. Пожилая дама и ее спутник ехали на поезде по штату Миннесота. Неожиданно возникла аварийная ситуация и поезд несколько часов простоял. Хотя дама раньше не бывала в этом штате, у нее возникло странное ощущение, что ей это место знакомо. Выглядывая из окна, она увидела огромный старый дом, и вдруг почувствовала, что когда-то в нем жила. Она описала спутнику внутреннюю планировку и другие характерные особенности дома. Выяснив, что поезд будет стоять еще несколько часов, она попросила разрешения войти в дом. Расположение и убранство комнат было именно таким, как она описывала.
Через некоторое время дама познакомилась с доктриной человеческой реинкарнации. Поскольку ей казалось, что эта доктрина объясняет событие, случившееся с ней в Миннесоте, она охотно за нее ухватилась и стала решительно утверждать, что помнит, как жила в этом доме в предыдущем воплощении. Наконец ее приятель решил выяснить историю земельного участка, на котором стоял дом, и узнал, что этот участок начал застраиваться через много лет после того, как родилась наша дама, и что она была уже довольно зрелой женщиной, когда строительство дома завершилось. Хотя дама знала внутреннюю планировку дома и не сомневалась, что жила в нем в прошлой жизни, этого быть никак не могло!
Я мог бы написать целую книгу, основанную на сообщениях людей, которые вспоминают свои прошлые жизни, и сопроводить эти сообщения материалами, исторически доказывающими, что описанные случаи не могли иметь места.
Такое «воспоминание о прошлых жизнях» находится на одном уровне с чтением «хроник акаши». Это похожий процесс, и в нем действуют те же законы. Чтобы проиллюстрировать, какому сильному искажению подвергается психически воспринимаемая информация, когда на нее накладываются укоренившиеся религиозные убеждения, я позволю себе обратиться к опыту д-ра Рудольфа Штейнера и м-ра Лидбитера, ни в коей мере не желая поставить под сомнение искренность обоих.
Пожалуй, в современном мире самыми авторитетными сторонниками теории человеческой реинкарнации являются глава Антропософского Общества д-р Штейнер, видный теософ м-р Лидбитер и еще одна госпожа, о которой мы упомянем ниже. Все трое, как убеждены их последователи, одарены удивительными психическими способностями. Но сами эти способности, от которых зависит доказательство человеческой реинкарнации, как выясняется, не выдерживают серьезного испытания.
Д-р
Штейнер, читая «хроники акаши», объясняет расхождение в генеалогиях Иисуса
согласно Матфею и Луке тем фактом, что был не один, а два Иисуса. Но вот что пишет
по этому поводу редактор «Оккалт ривью»:
Пожалуй, мы можем прийти только к одному единственно разумному и очевидному выводу: в мозг д-ра Штейнера тем или иным способом попали сведения из книги «Зогар».
Другими словами, вместо непогрешимого чтения «хроник акаши» д-р Штейнер просто считывал предание, содержащееся в «Зогар» и, вероятно, не имел вообще никакой фактической базы для своих выводов.
Провидческие способности м-ра Лидбитера позволили ему написать «Жизни Улисса», но, как выяснилось, есть надежное историческое свидетельство, согласно которому его хронология неверна, и есть достаточные основания считать, что имена, которые он дает своим персонажам, не прочитаны в «хрониках акаши», а позаимствованы у современного автора – возможно, не без помощи ясновидения. О м-ре Лидбитере редактор «Оккалт ривью» пишет:
Возникает предположение, если не подозрение, что он намеренно извратил древние исторические факты и преподнес их по-новому, чтобы обосновать и защитить определенные теории реинкарнационистов... К сожалению, мы не можем здесь вдаваться в подробности, но совершенно очевидно, что автор явно симпатизирует как теории человеческой реинкарнации, так и теософии. Подробное обсуждение чтения «хроник акаши» д-ром Штейнером и м-ром Лидбитером читатель найдет в «Ежемесячных заметках» и двух статьях, напечатанных в январском выпуске «Оккалт ривью» за 1923 год.
Я мог бы рассказать, как еще одна видная представительница теософии и всемирно известная сторонница человеческой реинкарнации долгое время утверждала, что помнит, как была Клеопатрой в прошлом воплощении, но впоследствии решила, что это не так. Я мог бы цитировать заявления известных личностей об их прошлых жизнях и подергать их критическому анализу. Но я не стану этим заниматься, так как это было бы слишком похоже на критику конкретных людей, а ведь, по моему глубокому убеждению, в большинстве случаев они совершенно искренне описывают реальный психический опыт, только, увы, неправильно его истолковывают.
Начнем с того, что астральная субстанция, пронизывая и омывая все сущее, запоминает все вибрации. Поэтому любое мнение, которого придерживается человек, и любая мысль, которая проносится в его голове, сохраняются в астрале. Все исторические события прошлого оставляют свой вибрационный след в астральной субстанции Земли. Когда человек, обладающий от природы медиумическими способностями или сумевший развить в себе высокую чувствительность, начинает ощущать астральные вибрации, в которых зафиксировано какое-то прошлое событие, он видит это событие так, словно оно происходит у него перед глазами. К примеру, психометристу, который касается кончиками пальцев давным-давно написанного письма, передаются мысли и чувства человека, писавшего это его. Вот так и высокочувствительный человек, вступивший в раппорт с астральной записью, ощущает себя свидетелем или непосредственным участником записанного события.
К сожалению, в чтении «хроник акаши» всегда присутствует фактор личных особенностей читающего. Поскольку в сознании каждого человека преобладают определенные представления, они накладывают отпечаток на его восприятие информации, и человек трактует картину событий в свете этих представлений. Мало того, при чтении «хроник акаши» человек обычно находится в особом состоянии сознания, допускающем влияние самовнушения. Если загипнотизированному человеку сказать, что он король, он почувствует себя самым настоящим королем и вспомнит массу мельчайших деталей, которые придадут реалистичность его королевскому поведению. Точно так же, когда человек находится в особом состоянии сознания, под влиянием самовнушения он вплетает в канву основной идеи очаровательные фантазии, которые внешне кажутся логически связанными друг с другом.
На наших астрологических курсах на доске рисуют карту рождения человека, имя которого до поры не раскрывается, и просят учеников ее проанализировать. Очень часто находится ученик, который встает и начинает рассказывать о прошлой жизни данного человека. Если его не остановить, он может битый час описывать события, которые послужили причиной того, что человек родился именно с таким гороскопом. Рассказ, украшенный многочисленными подробностями предыдущих воплощений, кажется весьма убедительным. Казалось бы, если ученик обладает достаточными психическим способностями, чтобы поведать так много подробностей о прежних жизнях человека – которые, кстати говоря, никак нельзя проверить, – то он сможет рассказать и кое-что о его нынешней жизни. Но когда ученика просят сделать это, он либо умолкает, либо описывает такие факты и обстоятельства, которые никогда не имели места (что выясняется при раскрытии личности человека, карта которого анализируется).
Ученик, дающий такое толкование карты рождения, находится во власти самовнушения. Он полностью подчинен идее человеческой реинкарнации, и для объяснения каждого диссонансного аспекта в карте рождения его воображение подбрасывает ему довольно яркую картину, в которой он «видит» какой-то проступок, совершенный в прошлой жизни. А если он даст волю своему воображению, которое находится во власти самовнушения, то начнет говорить о присосавшихся элементалах, о «страже порога» и прочих ужасных вещах, которые, по его мнению, приключились с несчастным субъектом в прошлой жизни.
Кроме того, все многочисленнее и популярнее становятся люди, которые, не нуждаясь в гороскопе и вообще ни в чем, кроме вашего присутствия, способны дать яркое описание одной или нескольких ваших прошлых жизней. Спросите его, что с вами было тысячу лет назад, и он бойко вам расскажет. Но спросите его, что с вами произошло вчера или год назад, и он запнется. Эти люди – не лжецы. Они верят в то, что говорят. Но они ответственны за свои слова не больше, чем загипнотизированные люди, которые «видят» прошлые жизни людей только потому, что им так сказал гипнотизер. В таком гипнотическом состоянии они способны поставлять запрашиваемую информацию независимо от того, существует она в действительности или нет. Так и эти «специалисты»: они настолько глубоко внушили себе, что человеческая реинкарнация реальна, что при вхождении в самогипнотическое состояние, в котором раскрываются их психические способности, данное внушение начинает осуществлять контроль над всеми их психическими восприятиями. Все происходит точно так же, как если бы такой контроль был навязан гипнотизером.
Впрочем, кроме людей, которые с легкостью описывают события прошлых жизней, но с трудом различают события жизни нынешней, есть и такие, чьи психические переживания вовсе не связаны с самогипнозом, хотя и интерпретируются как доказательство человеческой реинкарнации. Если вернуться к истории с дамой, которая ощущала, что жила в чужом доме, и знала его интерьер вплоть до мельчайших деталей, то вряд ли она посещала этот дом, когда покидала свое тело во сне. Более вероятно, что между ней и астральным двойником дома существовала взаимосвязь, которую она отчасти осознавала. В действительности она психометрировала дом и, несомненно, при желании могла внимательно исследовать астральную запись дома, позволившую ей вернуться в те времена, когда дом строился, и стать очевидцем многих эпизодов его истории. Точно так же психометрист, который прикасается к камню, может не только увидеть и почувствовать его историю, но и столь красочно рассказать о геологических изменениях, придавших камню его нынешнюю форму и состояние, будто он сам был свидетелем его эволюции. Это происходит благодаря его способности настраиваться на частоты вибраций, резонирующие с записью о данном камне, которая сохранилась в астральной субстанции. Ему кажется, что он действительно был там в то время, когда происходило событие, и если он не знаком с законами психометрии, то может даже поверить, что в прошлой жизни действительно был непосредственным очевидцем данного события.
В сущности, любое психическое переживание можно считать ожившим воспоминанием. Ясновидение и сновидение не имеют отношения к физическим глазам, яснослышание происходит без помощи физических ушей, а психометрия не связана с осязанием. События, которые воспринимаются с помощью ясновидения, яснослышания или психометрии, в действительности регистрируются органами чувств астрального тела. Они распознаются на уровне бессознательного ума и могут подниматься (или не подниматься) в сферу объективного ума. Они сохраняются в бессознательном уме точно так же, как и воспоминания о физических ощущениях. Они подчиняются всем законам памяти. Для того, чтобы психическое переживание могло подняться в объективный ум, должна установиться связь между этим переживанием и какой-то мыслью, уже присутствующей там. (Здесь мы подразумеваем, что человек не находится в субъективном состоянии – под гипнозом или под контролем развоплощенной сущности, – в котором воспринимает лишь то, что хочет оператор. Обычно мы не помним прошлые события, но вспоминаем их тогда, когда возникает связь между тем, что уже присутствует в объективном уме, и тем, что мы вспоминаем. Такая ассоциативная связь может быть очень хрупкой, но, тем не менее, она существует. Вышесказанное справедливо и по отношению к памяти о любом психическом опыте.
В отличие от опыта объективного, который сначала регистрируется в объективном сознании, а уж затем передает вибрации душе, сохраняясь там в виде памяти, вибрации психического опыта сначала регистрируются в бессознательном уме. Со временем, в зависимости от сложившейся ситуации, эти вибрации могут передаваться (а могут и не передаваться) в физический мозг и, как следствие, регистрироваться объективно. Бывает, что психическое переживание распознается почти в то же мгновение, когда ощущается. В то же время объективное сознание может быть настолько занято другими делами, что психический опыт долгое время остается в бессознательном, пока наконец между ним и тем, что находится в объективном сознании, не возникнут достаточно сильные ассоциативные связи, благодаря которым он может быть объективно признан. Но в любом случае поначалу это всего лишь память. Поэтому не стоит удивляться тому, что психический опыт, извлекаемый из бессознательного, зачастую кажется воспоминанием из прошлых жизней.
Я упоминал о психометрии только в связи с физическими явлениями. Но есть и другая довольно распространенная форма психометрии. Каждый человек, который жил и умер, оставляет в астральной субстанции планеты запись о своем опыте. Между сходными положениями планет в картах рождения живых людей может устанавливаться раппорт, если эти люди контактируют. Умершие же люди оставляют после себя вибрационную запись в астральной субстанции, которую легко может привлечь к себе еще живой человек, обладающий сходной натальной картой. Люди не отличающиеся достаточной чувствительностью, не осознают этого раппорта. Но человек, который частично или полностью его осознает, в такой ситуации как бы отождествляется с личностью умершего и переживает его записанный в астрале опыт. Он переносит на себя реальные переживания когда-то жившего и уже умершего человека, а не вспоминает собственную прошлую жизнь.
Кроме того, реальные ощущения человека, который выходит из тела во время сновидения, остаются в виде воспоминаний в астральном мозгу, и когда возникает ассоциативная связь, благодаря которой часть этих ощущений всплывает в памяти, их тоже могут ошибочно принимать за воспоминания о прошлой жизни. Во время сна сознание человека находится в астральном теле, а для астрального тела вполне естественно покидать тело физическое и путешествовать в те сферы, куда его притягивают самые сильные его желания. Так, людей, интересующихся определенными системами философии, во сне могут привлекать школы в астральном мире, в которых они преподаются. Как правило, при пробуждении этот опыт забывается или же сильно искажается при передаче через физический мозг, хотя при соответствующей подготовке можно научиться вспоминать его более полно. Затем в физической жизни, когда человек сталкивается с каким-то фактом, учением или опытом, у него может возникнуть ощущение чего-то уже знакомого. И это может быть знакомым, но отнюдь не по прошлой жизни, а по выходу из тела во время сна. Кстати, сравнение того, что известно о реальном историческом прошлом, с тем опытом, которые, как кажется человеку, он вспоминает из прошлой жизни, часто показывает, что эти воспоминания ложны.
На астральном плане настолько шире возможности движения и диапазон восприятия, что люди обычно успевают встретиться там еще до встречи на физическом плане. Естественно, при пробуждении они редко помнят об этих встречах. Но при встрече на физическом плане у них может возникнуть ощущение, что они прежде встречались, а отсюда недалеко до поспешного вывода о том, что они дружили или враждовали в прошлой жизни. В действительности же, как часто выявляется в процессе психоанализа, они встречались на астральном плане во время сна.
Иногда в подтверждение реальности человеческой реинкарнации вспоминают о гениях и вундеркиндах. Но для астролога тот факт, что эти люди демонстрируют раннее развитие или необыкновенные способности, никак не связан с их собственным опытом, приобретенным в прошлых жизнях. В действительности они обязаны своей гениальностью человеческим свершениям тех людей, которые жили до них и сохранили свой опыт в астральной субстанции планеты, а также развоплощенных сущностей, которые трудятся в той же области. В картах рождения гениев положения определенных планет всегда более выделены, что указывает на способность вступать в контакт с внутренним планом и непосредственно пользоваться записанной в нем информацией и опытом его обитателей. В частности, в картах гениев всегда очень выделяется планета Нептун, наделяющая высокой восприимчивостью и тонкой нервной организацией, которая позволяет подключаться к вибрациям астрального мира. Эта высокая восприимчивость к вибрациям астрального мира порождает характерные для таких людей свойства темперамента. Они входят в состояние абстрагирования, частично отключая свое сознание от внешнего мира. Не осознавая, где находится источник их вдохновения, они вступают в непосредственный контакт с той частью астрального мира, которая благоприятствует их духовной работе, и с соответствующими развоплощенными сущностями.
На одаренность в той или иной сфере (даже если не говорить о ярко выраженной гениальности) указывают конфигурации планет в карте рождения. Эти конфигурации служат внешним отражением мыслеклеткок в астральной форме на момент рождения. Такие мыслеклетки сформированы опытом души, который она приобрела до рождения в человеческой форме. Они сформировались потому, что исходное качество души притянуло ее в процессе эволюции к тому необходимому для ее развития опыту, который помогает ей выполнять свою функцию в космической системе. Поскольку мирозданию требуются работники разных специальностей, души отличаются по исходному качеству и проходят через разный опыт. Одни, словно дубы, растут медленно и лишь при определенных климатических условиях; другие, словно ели, растут быстро и в любой местности.
Все должны признать, что первая человеческая инкарнация обусловлена исходным качеством души, а также разнообразным опытом, соответствующим ее потребности в самовыражении. Чтобы объяснить последующее различие душ, надо признать, что либо они различались в первой инкарнации по характеру или по возможностям, либо прошли через многочисленные воплощения. Если разница между людьми вызывается многочисленными воплощениями, то мы должны поверить, что все люди одинаковы, только некоторые души старше, а другие моложе, но в этом случае и карма, и все человеческие усилия становятся бесполезными факторами. Но если люди различались по характеру или по возможностям во время первой человеческой инкарнации, то перед нами пример условия, никак не связанного с кармой, которую специально придумали для его объяснения. В любом случае введение теории кармы явно излишне.
С другой стороны, и одной лишь генетической наследственностью нельзя объяснить различия в умственных, моральных и физических качествах детей, рожденных от одних и тех же родителей. Мысли и чувства родителей в момент соития оказывают огромное влияние на качество привлекаемой души. Ребенок, зачатый в любви, весьма отличается от ребенка тех же родителей, зачатого при условиях, когда один родитель был охвачен воспаленной страстью, а второй переполнен ненавистью и отвращением. Такие различия между детьми, а также многие другие факторы, раскрываются в их картах рождения, но не имеют никакого отношения к человеческой реинкарнации.
Точно так же не имеет отношения к человеческой реинкарнации и тот факт, что в определенные промежутки времени рождаются люди с определенным типом характера и мышления. С таким же успехом можно сказать, что в людях, рожденных в период с 22 марта по 21 апреля, перевоплощаются древние римляне, потому что эти люди проявляют воинственность.
Определенные конфигурации планет повторяются через регулярные промежутки времени. Самый совершенный из таких циклов называется «Нарос». Примерно каждые шестьсот лет Солнце, Луна и видимые невооруженным глазом планеты занимают одинаковые положения друг относительно друга. Значит, не исключено, что каждые шестьсот лет рождаются люди, обладающими практически одинаковыми картами рождения. Разумеется, план, с которого поступают ментальные силы, и направление, в котором они будут затрачиваться, различаются. Ведь план зависит от цикла прецессии, во время которого точка равноденствия около 2156 лет находится в каждом из знаков, а направление – от планетарных участков, проходимых примерно за 308 лет. Но в принципе вполне возможно, что персонажи и исторические события могут повторяться. Правда, если время от времени на сцене жизни действительно появляются одни и те же актеры, исполняя одни и те же роли, – значит, они не извлекают уроков из сделанных ошибок и не добиваются прогресса. Они движутся по кругу, словно белки в колесе, и никуда не попадают. Именно с этого колеса материального «переселения душ» пытаются соскочить приверженцы восточных учений, чтобы войти в нирвану, другой мир, в котором нет эволюции и, что больше всего нравится восточному уму, нет усилий.
Но ручаюсь, что в Природе вы не найдете ни единого примера такого застоя. Вечное Движение – вот гимн Творческой Жизни, и в этом вечном движении находятся и атомы материи, и человеческие души, и планеты, и звездные системы, и ангельские иерархии. Природа движется по спирали. Волна жизни неудержимо несет душу вверх. Она не может остановиться и повернуть обратно, возвращаясь по своим следам. Души могут казаться движущимися вспять, как ретроградные планеты, но, глядя с большей высоты, видишь, что ни душа, ни планета в действительности не регрессирует. Максимум, что можно сделать, идя наперекор вечному движению в Природе, – это попирать ее законы, занимаясь саморазрушением. Согласно древней традиции, таков удел черных магов с их злой волей.
Способности Природы не настолько ограничены, чтобы ей приходилось вынуждать человека снова возвращаться на Землю за опытом. У нее нет никаких причин заставлять все души проходить через одинаковый опыт или одну душу – проигрывать один и тот же сценарий. Ее ресурсы безграничны, и она всегда стремится к разнообразным формам самовыражения. Не бывает двух душ, претендующих на одно место при выполнении космической работы, поэтому не бывает двух душ, в точности разделяющих один и тот же опыт. Оглянитесь вокруг и посмотрите, как страстно Природа стремится к разнообразию!
Любопытно, что у всех людей, которые убеждены, что помнят свои прошлые жизни, есть одна общая черта. Как минимум девяносто девять процентов из них помнит, что они были теми или иными знаменитостями. Получается, что бесчисленные перевоплощения не пошли им на пользу, если в этой жизни они деградировали, родившись самыми обыкновенными людьми.
Мне доводилось встречаться с бывшими Наполеонами, ничего не смыслившими в военной тактике. Я знаком с великими древними философами, чье мышление в нынешней жизни ограничено рамками самого примитивного сектантства. Люди, которые помнят себя верховными жрецами Древнего Египта, ничего не знают о древних мистериях. Известная писательница помнит, как была Марией Магдалиной, но совершенно не знает обычаев того времени, а в последней своей книге даже выражает сомнение в реальности жизни Иисуса.
Еще одна занятная деталь. Похоже, в процессе реинкарнации душа способна размножаться делением. Иначе чем объяснить, что столь многие люди помнят, как были Наполеоном, Жанной Д’Арк, пророком Даниилом и Александром Великим. Конечно, есть и другие не менее популярные персонажи, но этих почти наверняка встретишь в любом более-менее значительном сообществе, верящем в реинкарнацию. Несколько экземпляров каждого наименования ходят, например, по улицам Лос-Анджелеса.
На мой взгляд, есть две разные причины, по которым люди «вспоминают», что в прошлой жизни были знаменитостями. Первая причина – это самомнение в сочетании с самовнушением. Втайне каждый из нас мечтает быть героем. Мы хотим стать знаменитыми. Само воспоминание о прошлой жизни появляется у человека, когда он находится в особом психическом состоянии, а подсознательная жажда величия действует на воображение как внушение. Воображение, в свою очередь, удовлетворяет ожидание, вводя в сознание отчетливые псевдовоспоминания. Эти же факторы действуют и в случае невежественных и духовно неразвитых медиумов, которые часто уверены, что ими руководят только великие духи, а то и лично Учитель Иисус.
Вторая причина заключается в том, что знаменитые исторические личности прошлого обладали столь мощным интеллектом или жили такой напряженной жизнью, что оставили глубочайший след в астральной субстанции нашей планеты. Поскольку с принадлежавшими им вибрациями контактировать гораздо легче, нет ничего удивительного в том, что сколько-нибудь чувствительные люди входят в раппорт именно с ними, а не с астральными записями менее значительных личностей.
С большим интересом я следил за любезными попытками друзей-реинкарнационистов прочитать мои прошлые жизни. Однажды, когда я изучал учения Египта и почувствовал, что вошел в контакт с египетскими учителями, мне сообщили о моих прошлых воплощениях в этой стране. Затем, когда я уже проводил исследования совсем в другой области знания, мне поведали о моих инкарнациях, которые вполне соответствовали духу этих исследований. Каждое новое направление моего мышления «раскрывало» новые инкарнации. Во всех этих случаях, кроме Египта, к которому я проявляю постоянный нескрываемый интерес, мои друзья не могли знать, что именно я изучаю в данное время. Не говоря о том, что некоторые из этих предполагаемых инкарнаций накладывались друг на друга, и уже поэтому были невозможны, у меня есть все основания полагать, что мои исследования привлекали ко мне определенные астральные записи и астральных сущностей, а мои милые друзья психометрически считывали то, что я притягивал.
Мне кажется, уже понятно, что многочисленные свидетельства, якобы доказывающие реальность человеческой реинкарнации, в действительности оказываются проявлениями неких психических феноменов, которые получают неправильное толкование. Теперь пора разобраться, как и почему эта доктрина получила столь широкое распространение. Безусловно, это не оккультная доктрина, так как знанием оккультных доктрин и эзотерических учений в прошлом обладали лишь немногочисленные группы посвященных. Народ же всегда потчевали лишь шелухой истины. Но почему-то учение о человеческой реинкарнации никогда ни для кого не было тайной. Оно провозглашалось во всеуслышание. Это была жреческая догма.
Восточное жречество пропагандировало ее с той же целью, с какой духовенство Запада последовательно насаждало в народе другие догмы.
Это не выпад в адрес учения какой-либо Великой Души или Учителя, а лишь напоминание об извечной судьбе любой истинно духовной доктрины. Вдохновенный учитель выдает учение, в котором на данный момент времени возникла необходимость. Это учение привлекает последователей и получает дополнительный импульс силы. Но по мере расширения его влияния оно привлекает к себе господствующее жречество, которое его узурпирует. Жречество всегда считало своей прерогативой быть хранителем таинств. Возможно даже, что поначалу энтузиазм жрецов бескорыстен. Но со временем жрецы или их потомки приходят к мысли, что для них гораздо важнее временная власть и привилегии их положения, чем сохранение чистоты хранимой доктрины. Поэтому, чтобы оставаться у власти и держать в подчинении массы, они формулируют и внедряют в вероучение такие догмы, которые будут лучше всего служить их интересам. В конце концов жречество лишается истинно духовной идеологии, а вся религиозная система становится механизмом удовлетворения его материальных амбиций.
Естественно, люди, которые находятся под игом тирании и окружены несправедливостью, склонны бунтовать. Поэтому жречество формулирует и проповедует такую доктрину, которая заставляет массы смириться со страданиями.
С этой целью обычно проповедуется учение, в котором единственным толкователем божественной воли провозглашается жречество, а правитель (обычно разделяющий интересы жрецов), объявляется ставленником Божества. Поэтому восстание против власти равносильно восстанию против Бога. В Японии император считается сыном Солнца, а его слово – Божественным. Первосвященник буддийской церкви Далай-Лама считается реинкарнацией Будды. Поэтому он практически так же непогрешим, как в римской церкви Папа. У нас на Западе короли тоже обладают правами помазанника Божьего, а потому «не могут ошибаться». Когда народ верит в такие доктрины, он довольствуется жизнью в жалкой нищете, позволяя королям и жрецам купаться в роскоши.
Но есть еще более действенная доктрина, благодаря которой можно держать народ в подчинении. Это учение о том, что за повиновение жречеству и власти при жизни они будут вознаграждены после смерти, а за бунт – наказаны. Японский солдат бесстрашно сражается и умирает за своего императора, ибо верит, что после такой смерти будет вознагражден в «загробном мире». Мусульманство доводит эту идею до психологической кульминации. Отважным воинам, которые умирают за веру, оно обещает в раю обольстительных женщин, богатство, отдых и наслаждения, и все ради того, чтобы их правитель мог при жизни упиваться властью и наслаждаться роскошью. То, чем правитель обладает при жизни, воин, который преданно ему служит, может получить в награду после смерти.
В христианство, одно из самых прекрасных учений, когда-либо данных человечеству, был введен элемент, который взывает к самым эгоистическим инстинктам. Здесь, в западном мире, предав забвению фразу «в доме Отца Моего обителей много»1), тем, кто подчиняется диктату духовенства, обещают рай, в котором золото, наслаждение и приятная музыка. Тем же, кто отказывается верить в толкования священников, сулят вечные муки в аду. Кроме того, в христианстве есть еще одна догма, которая искусно манипулирует человеческой психологией, – догма о так называемом заместительном искуплении.2 Мошенники всего мира умело применяют этот метод: получить что-то, не дав ничего не взамен. В данном случае спасение обещают тем, кто верит, а не тем, кто делает.
Духовенство встречало в штыки каждый шаг западной цивилизации. Понимая, что каждое открытие науки наносит удар по их безраздельному господству и что просвещенные люди не потерпят тирании, церковники всеми силами пытались остановить научный прогресс. Вот почему даже сегодня во всеуслышание опровергаются многие научные факты, которые входят в противоречие с религиозными догмами. Обращение грешников на смертном одре по-прежнему гарантирует им спасение; духовенство по-прежнему хорошо наживается на тех, кто хочет купить пропуск в рай.
Но надо признать, что никакая другая доктрина не смогла бы столь успешно держать в повиновении народ, не допуская недовольства и бунта, как догма о карме и человеческой реинкарнации.
Естественным и очевидным результатом веры в человеческую реинкарнацию стала кастовая система. В странах, где широко распространена вера в человеческую реинкарнацию, считается, что, родившись в женском теле, женщина страдает за совершенные в прошлой жизни грехи – иначе она родилась бы мужчиной. А если мужчина станет относиться к женщине с уважением, это будет вмешательством в дела кармы, и мужчина рискует испортить карму самому себе. Эта вера настолько крепка, что в некоторых местах мужчина не станет спасать тонущую мать, если ему при этом придется к ней прикасаться. Карма разрешает ему протянуть ей палку, если таковая окажется под рукой; если же нет, матери придется утонуть.
Рождение в высшей касте и получение возможности помыкать представителями всех низших каст считается для человека наградой за праведные деяния в прошлой жизни. Рождение в одной из низших каст и жизнь, полная страданий, считается расплатой за неправедные деяния, совершенные в прошлых жизнях. Поэтому облегчать страдания представителей низших каст так же противоправно, как разрешить преступнику избежать вынесенного судом приговора. Более того, представители низших каст, веруя, что должны страдать в наказание за грехи прошлых жизней, добровольно дают себя угнетать и грабить, чтобы еще более не увеличить плохую карму.
Естественно, жрецы, как единственные толкователи Божественной воли, оставляют за собой право решать, какие действия вызывают хорошую карму, а какие – плохую. Они отстаивают собственные интересы, проповедуя, что плохая карма проистекает от деяний, против которых они выступают, а хорошая карма проистекает от деяний, которые они предписывают. Тем самым они получают рычаги управления, с помощью которых во все времена заставляют народ выполнять их волю.
Поистине, идеи реинкарнируют. В этом смысле реинкарнацию можно считать фактом; но человеческая реинкарнация – это подмена реальности. Люди могут войти в контакт с идеями верующего и дальновидного человека, впервые изложившего эти идеи, и нести эти идеи дальше, пусть даже этот человек давно умер. Великие идеи время от времени реинкарнируют. Более того, согласно Герметической Традиции, есть исключения, которые только доказывают правило. Мертворожденные младенцы и врожденные идиоты, которые, в сущности, так и не воплотились в человеческой форме, могут еще раз реинкарнировать.
Карма тоже имеет реальное место в этой жизни, но вовсе не то, о котором говорят сторонники человеческой реинкарнации. В основе доктрины человеческой реинкарнации лежат два принципа, которые быстро отживают во всех цивилизованных странах. Один из них взят из иудейского закона: «око за око, зуб за зуб». И по сей день во всем мире в основе наказания преступника лежит жажда отмщения. Раз преступник нарушил придуманный человеком закон, предполагается, что закон должен заставить его страдать. Несколько столетий назад в самых развитых странах даже за мелкую кражу вора ожидало длительное тюремное заключение или смерть. Позже признали, что степень наказания должна быть соизмерима с серьезностью преступления. И это кажется оправданием идеи кармы, которую поддерживают сторонники теории человеческой реинкарнации.
Но вскоре к нам придет понимание того, что люди совершают преступления и грешат только по одной причине, которая кроется в невежестве. Если бы преступник полностью осознавал, как его преступления против общества влияют на его собственный характер, если бы он мог видеть последствия своих неправедных деяний, он никогда не стал бы их совершать. Увы, чаще всего люди совершают преступления, ошибочно считая, что могут что-то обрести за чужой счет. Иногда такое ощущение возникает из-за отсутствия самоконтроля, в основе которого тоже лежит невежество, или неумение контролировать свои мысли и поступки.
Общество понемногу начинает это понимать, и сейчас мы слышим все меньше слов о наказании. Мы постепенно отказываемся от представления о необходимости отмщения, или наказания за преступления, совершенные перед обществом, и все чаще говорим о необходимости перевоспитания. Вместо наказания преступников, или сведения с ними счетов, их просто изолируют, защищая от них общество. Когда они перестают представлять угрозу для общества и их перевоспитание завершается, их все чаще амнистируют или условно-досрочно освобождают.
Природа не может стремиться к отмщению. Те, кто нарушает ее законы, действительно страдают. Но когда к ним приходит прозрение и они начинают подчиняться ее законам, страдание уходит. Несомненно, первобытный человек страдал от холода, но когда он научился разводить и поддерживать огонь, его страдания от холода значительно уменьшились, ибо он научился приспосабливаться к условиям окружающей среды. Вот так и сейчас, когда человек достиг той ступени эволюции, на которой первым условием дальнейшего прогресса является работа на всеобщее благополучие, позволяющая ему приспособиться к нынешним и будущим условиям окружающей среды, отпадает необходимость в наказании за преступления. Вместо этого его надо просвещать, рассказывая о преимуществах, которые сулит неустанное служение делу общего прогресса.
Еще одна отживающая свой век идея: все природные явления якобы происходят в результате деятельности неких сверхфизических разумов. В древности верили, что извержение вулкана свидетельствует о гневе бога гор. А сейчас у нас есть Владыки Кармы, эдакие администраторы кармического закона, похожие на Иегову, которого прежде представляли сидящим на троне – здесь вершащим правосудие, там оказывающим покровительство.
Как я сказал, в идее кармы есть доля истины, ведь каждый поступок и каждая мысль добавляет энергии астральному телу, а эти энергии, как сейчас, так и потом, определяют, какое окружение и какие события мы будем притягивать. Более того, каждый поступок и каждая мысль записываются в астральной субстанции, которая окружает планету. После смерти душа проходит через этот мир мыслей, который был ею создан, встречается с этими записями и судит свои собственные деяния. Если за время пребывания на Земле она не вела безупречную жизнь, полную бескорыстных деяний, и у нее не появилась доминирующая духовная частота вибраций, то по закону резонанса, действующего вместо закона гравитации, она обречена жить на низших астральных уровнях, пока соответствующие мысли и дела не одухотворят ее доминирующую частоту. Затем она перейдет на более высокий уровень внутреннего плана. Таким образом, карма – это, в сущности, влияние мыслеклеток тонкой формы, структурированных ментальным отношением к приобретенному опыту. Карма не властна вернуть человеческую душу обратно на Землю.
Жрецы Востока хотели, чтобы знание истины всегда оставалось их исключительной привилегией. В их планы не входило, чтобы вместо человеческой реинкарнации или бессмысленной нирваны люди узнали правду о сознательной жизни в последовательных более высоких мирах после физической смерти. Следовало предотвратить саму возможность исследования этих проблем. Для этого жрецы сформулировали доктрину «астральных оболочек», запугивали людей элементалами и уверяли, что всякое общение с любимыми, ушедшими из земной жизни, на самом деле объясняется злыми шутками испорченных, привязанных к Земле духов. Западное духовенство тоже отчаянно сопротивлялось любым попыткам исследовать жизнь после физической смерти и, чтобы сохранить свое исключительное право на знание истины, объявило всякое общение «с той стороной» бесовским занятием.
Еще один пример жреческих махинаций мы находим в книге Лидбитера «Внутренняя жизнь». Оказывается, во главе Восточной иерархии стоит один из немногих оставшихся Владык Пламени, которые прибыли с Венеры примерно восемнадцать миллионов лет назад, а два учителя, основавших Теософское Общество, будут временными духовными лидерами шестой коренной расы. Понятно, какая власть перейдет в руки таких жрецов, если их доктрины получат широкое признание. И глядя на попытки, которые предпринимаются в этом направлении, я вовсе не удивлюсь, если Западу уже очень скоро подбросят какого-нибудь фальшивого «аватара».(Это было написано и впервые опубликовано в декабре 1917 года. – Прим. автора.)
Я очень уважаю и люблю всех искренних приверженцев теософии. Но эта «Восточная иерархия» возвещает, что Запад крайне нуждается в учении о реинкарнации и карме. А ведь подобная вера нейтрализует все попытки бороться с социальным злом, ибо считает его неизбежным. На мой взгляд, и Восток, и Запад нуждаются в учении о том, что перед волей человека бессильны даже боги. Дисгармония будет существовать, пока планеты образуют диссонансные аспекты, но она вовсе не должна проявляться так, как проявляется сейчас. Умело организовав образование и просвещение, положите конец человеческой вражде; мудро развивая медицину и гигиену, уничтожьте болезни; разберитесь со злом, порожденным нищетой и богатством, – и никакие Рок и Карма нам будут не страшны, как бы ни складывались планеты в небе. Нам не нужны учения, которые призывают к покорности злу и несправедливости. Что нам действительно необходимо, так это учение о божественном праве человека, дарованном ему от рождения.
Прискорбно слышать, как профессиональные преподаватели оккультных предметов важно сообщают слушателям, что в нынешних условиях у людей нет возможности развивать внутренние способности при жизни: можно надеяться лишь на то, чтобы сохранить сознание для следующей, более подходящей жизни. Какой соблазн для душ после физической смерти болтаться вокруг да около Земли в призрачной надежде на реинкарнацию! Я знавал способных оккультистов, уже отчасти сумевших пробудить свое внутреннее сознание, которым такие советы раз и навсегда подрезали крылья. В наши учебные аудитории приходят больные люди и хвастаются тем, что не предпринимают никаких попыток излечиться, поскольку расценивают лечение как вмешательство в дела кармы. Львиная доля нашей переписки приходится на таких людей, которые считают, что своей тяжелой судьбой они обязаны справедливой карме, а раз так, то менять положение вещей либо бессмысленно, либо неправильно. Я знаю сотни людей, которых учение о карме и человеческой реинкарнации сделало неспособными к эффективной и полезной жизни.
Здесь, на Западе, цивилизация смогла шагнуть далеко вперед, потому что мы сумели в большей степени освободиться от религиозных догм. Но на Востоке догмы о карме и человеческой реинкарнации оказывают на людей столь сильное влияние, что они пребывают в физической и ментальной апатии. И на это указывает уровень жизни людей, которые в них верят.
Надеюсь, мне удалось показать, что в основе всех так называемых доказательств человеческой реинкарнации лежат неправильные толкования психических феноменов. Я подчеркиваю, что источником этой теории было хитроумное жречество (духовенство), которое и поныне продолжает использовать ее в качестве самого эффективного способа сохранить власть и держать народ в повиновении.
Эта теория лишает человека надежды на сознательную духовную жизнь, проповедуя, что Земля – это единственное место, где можно приобретать опыт, а высшая награда – это нирвана. По существу, это материалистическая доктрина, потому что она ограничивает сознание кругом земных дел. Эта теория препятствует формированию всемирного братства, утверждая, что каждый человек уже получает то, что ему причитается. Она гасит бескорыстные побуждения души помогать ближним. Душа впадает в отчаяние при мысли о бесчисленных рождениях, которые ей предстоят в убогих условиях земной жизни. Я считаю догму, которая душит инициативу и заставляет повиноваться тиранам, истинно материалистической и самой отвратительной из всех, которые когда-либо признавал человек.
Человеческая реинкарнация – это ортодоксальное учение Востока. Сейчас, в эпоху великих научных открытий, никто больше не верит в те представления о Природе, которые господствовали в умах людей в период формирования ортодоксальных религий Востока и Запада. О том, как реализуется в природе Великий Божественный Эволюционный План и об Универсальном Моральном Кодексе подробно рассказывается в курсе 19, «Органическая алхимия».
Примечания
редактора:
1.
Иоан. 14: 2..
2. То
есть о том, что все грехи людей потенциально искуплены крестным мучением
Христа, сыгравшего роль заместительной жертвы Богу. Чтобы это искупление
стало актуальным для конкретного человека, он должен лишь признать Христа своим
Господом и Спасителем. Это учение особенно акцентируется в различных протестантских
церквах, но признается практически всеми деноминациями христианства.
Астрологические сигнатуры | К. К. Заин | Home