В повседневной жизни слова обида, обижаться, чувство обиды обычно используются как синонимы.
При этом различия здесь есть. Обида - это событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). Чувство обиды - переживание этого события.
А обижаться - это действие. Обижаться - это начинать видеть происшедшее как обиду себе и начинать переживать чувство обиды. Обижаться - это обижать себя. Автор вашей обиды - всегда вы сами. Чем чаще человек видит вокруг себя обиды, чем легче он обижается, тем больше оснований говорить о его обидчивости как черте характера.
Является ли обида врожденной эмоцией - вопрос спорный, в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют, но хотят и энергично этому обучаются.
Почему обижаются наши дети?
Зачем обижаются наши дети?
Разрешаете ли вы вашим детям - обижаться?
Какие другие дурные привычки вы разрешаете вашим детям?
Обиды - не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научение. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит.
Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждут, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Не как страхи, не как давление на взрослых, а как несчастную и горькую обиду.
В окружении недалеких взрослых обижаться оказывается - выгодно. Примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться дети уже с годовалого возраста, но пока это редкие эпизоды. Всерьез, основательно дети выучивают обиду в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых.
Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды.
Дети пользуются обидой в достаточной мере адресно и произвольно, можно сказать - осознанно: они знают, кому они обижаются и зачем. Впустую, зря, никому - маленькие дети не обижаются.
Только с подросткового возраста чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная и иногда безадресная эмоциональная реакция. Отметьте это: чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить.
Наверное, все таки важнее учить тому, что обижаться - глупо в принципе, у взрослых и цивилизованных людей есть другие способы налаживать отношения друг с другом. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Но это еще впереди - жизнь без обид
Для детей, обида - естественное средство давления на близких людей - родителей, друзей, братьев и сестер. Взрослея, люди начинают понимать, что обида - не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Однако взрослеют не все, и как-то реагировать на обиды окружающих приходится все равно.
К психологам часто обращаются люди по поводу обид, чаще всего по поводу "Как пережить нанесенную обиду". Даже если запроса на обиды не было, следы обид легко можно обнаружить во многих проблемных семьях. Работа с обидами - естественная часть работы психолога.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||