Диссоциативное расстройство личности – это целый комплекс психических нарушений личности, который характеризуется трансформациями или расстройствами целого ряда процессов, проистекающих в психике субъектов, таких как чувство личностной идентичности, память, сознание, осознание беспрерывности собственной идентичности. Как правило, перечисленные процессы объединены в психике субъектов, однако когда наступает диссоциация, отдельные процессы изолируются от сознания и делаются в некоторой степени независимыми. Например, может теряться личностная идентичность и появляться новая, как при состоянии диссоциативной фуги или множественной личности, или отдельные воспоминания для сознания могут стать недоступными, как при психогенной амнезии.
Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие
Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.
Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.
Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.
Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.
Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.
Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.
Существует ряд симптомов, характерный для данного нарушения:
— изменяющаяся клиническая картина;
— временные искажения;
— интенсивные боли в области головы или другие телесные ощущения болезненного характера;
— меняющаяся степень активности индивида от интенсивной до полной бездеятельности;
— амнезия;
— провалы в памяти;
— дереализация;
— деперсонализация.
Деперсонализация заключается в ощущении нереальности, отстраненности от собственных телесных проявлений и психических процессов, чувстве отдаленности от самого себя. Пациенты с деперсонализацией наблюдают за собственным поведением со стороны, как будто смотрят фильм. Они ощущают себя посторонними наблюдателями за своей собственной жизнью. Также у пациентов могут наблюдаться транзиторные ощущения не принадлежности тела ему самому.
Дереализация выражается в восприятии знакомых индивидов и интерьера как незнакомых, нереальных или странных. Пациенты находят различные вещи, образцы почерка, предметы, которые они не могут опознать. Также нередко такие пациенты называют себя в третьем лице или во множественном числе.
У пациентов с диссоциацией наблюдаются переключения личностей, и барьеры между ними вследствие амнезии зачастую приводят к жизненному беспорядку. Личности могут взаимодействовать друг с другом, поэтому пациент нередко слышит внутренний разговор, ведущийся иными личностями, которые обсуждают самого пациента или адресуются к нему. Вследствие этого бывают случаи, когда пациенту ошибочно выставляется диагноз
Часто у лиц с диссоциативным нарушением идентичности проявляются симптомы, аналогичные симптомам, наблюдающимся при
В истории болезни пациентов с диссоциацией обычно наблюдается три и более нарушения психической деятельности с предшествующей устойчивостью к лечению.
Диагностика данного заболевания требует проведения специфического опроса в отношении диссоциативных феноменов. Нередко применяется длительное интервью (иногда и с использованием медикаментозных средств), гипноз. Пациенту рекомендуется между визитами к терапевту вести дневник. Психотерапевт может также совершить попытку непосредственного контакта с иными личностями пациента, предложив вещать части сознания, ответственной за действия, во время свершения которых у индивида развилась амнезия или имелась деперсонализация и дереализация.
Диссоциативное психическое расстройство личности еще называется множественной личностью. Иногда данное нарушение также именуют расщеплением личности. Психический феномен, который приводит к наличию у индивида как минимум двух разных личностей, или «эго» являет собой состояние множественной личности или органическое диссоциативное расстройство. При таком состоянии каждое альтер эго обладает персональными паттернами восприятия и индивидуальной системой взаимодействия со средой.
Для определения у субъекта диссоциативного расстройства идентичности необходимо наличие у него как минимум двух личностей, которые по очереди регулярно контролировали бы поступки, действия индивида, а также проблем с памятью, выходящих за границы нормальной забывчивости. Состояние, связанное с потерей памяти принято описывать как «переключение». Такие симптомы должны наблюдаться у индивида автономно, т.е. они не зависят от злоупотребления субъектом какими-либо веществами, препаратами (алкоголем, наркотическими средствами и т.п.) или медицинских показателей.
Хотя сегодня диссоциация считается доказуемым психиатрическим состоянием, имеющим связь с рядом разнообразных расстройств, относящихся к травматической ситуации в раннем детском возрасте и тревоге, состояние множественной личности как существующее в действительности психологическое и психиатрическое явление некоторое время выставлялось под сомнение.
В соответствии с классификацией заболеваний, диссоциативное расстройство рассматривается в качестве амнезии психогенного характера (другими словами амнезии, имеющей только психологические корни, а не медицинский характер). Вследствие такой амнезии индивид получает возможность вытеснения воспоминаний травматических ситуаций или какого-нибудь периода жизни. Такой феномен именуется расщеплением «я», или согласно иной терминологии, самости. Обладая множественными личностями, субъект может переживать свои альтернативные личности, характеризующиеся индивидуально различимыми чертами. Так, например, альтернативные личности бывают разной половой или возрастной принадлежности, могут иметь разное состояние здоровья, интеллектуальные способности, почерк др. Для терапии данного расстройства, главным образом, применяют долгосрочные методы терапии.
Как показывают различные исследования, индивидуумы с диссоциативными расстройствами довольно часто скрывают свою симптоматику. Обычно альтернативные личности возникают еще в раннем детском возрасте. Также у многих субъектов может наблюдаться коморбидность, другими словами у них наряду с диссоциатывным расстройством выражены еще и другие нарушения, например, тревожное расстройство.
Данные нарушения ранее назывались конверсионной истерией. Расстройства, выражающиеся в выборочной или абсолютной потере осознанного контроля над движениями тела, с одной стороны, и контроля над ощущениями и памятью, с другой называются диссоциативными конверсионными расстройствами. Как правило, существует значительная степень осмысленного контроля над ощущениями и памятью, которые выбираются для прямого внимания, и над действиями, которые необходимо выполнить. Считается, что при нарушениях, связанных с диссоциацией, такой осмысленный и выборочный контроль довольно сильно нарушен. Поэтому он может изменяться каждый день и даже час. Уровень потери функции, которая находится под осознанным контролем, в большинстве случаев, трудно оценить. К диссоциативным расстройствам относят: диссоциативные двигательные расстройства, диссоциативную амнезию, ступор, анестезию, состояние фуги, одержимость и транс, диссоциативные конвульсии.
Понятие «конверсия» широко применяется для отдельных вариаций расстройств и имеет в виду неприятный аффект, который порождается проблемами и конфликтными ситуациями, которые индивидуум не в состоянии разрешить, и трансформируется в симптомы. Субъекты с диссоциативными нарушениями, как правило, отрицают проблемы и тяжести, которые для других являются очевидными. Любые проблемы и тягости, которые ими распознаются, они приписывают диссоциативным симптомам.
Для таких нарушений свойственна непосредственная связь по времени возникновения с травматическими событиями, непереносимыми событиями и неразрешимыми проблемными ситуациями или разрушенными взаимоотношениями. Вследствие чего наблюдается такая закономерность – во время войн, природных катастроф, пандемий и других конфликтов количество расстройств увеличивается.
Диссоциативные конверсионные нарушения более характерны для женской части населения в сравнении с мужской и для детей, находящих в пубертатном периоде.
На происхождении этих расстройств наложили отпечатки биологические факторы, психологические причины и социальные аспекты. К биологическим причинам относят воздействие наследственных факторов и конституциональные особенности индивидов. Также влияют перенесенные ранее заболевания. Более часто расстройства наблюдаются в кризисные периоды, климактерические периоды. Демонстративные черты перед началом заболевания, перенесенные ранее лишения, пережитые в детстве различные психические травмы, интимная дисгармония в браке, повышенная внушаемость относятся к психологическим причинам. К тому же, психология диссоциативных нарушений охватывает механизм относительной приятности и условной желательности симптоматики – индивидуум получает благодаря собственной болезни какой-нибудь выигрыш. Например, таким образом, симптоматика способствует удержанию объекта любви рядом с собой. К социальным аспектам относится диссоциированное воспитание, которое охватывает двойственные требования папы и мамы по отношению к ребенку, стремление индивидуума к рентной установке.
Диссоциативные расстройства личности, прежде всего, проявляются со стороны соматической и психической симптоматики, обусловленной неосознанными психологическими механизмами. Соматическая симптоматика при диссоциации часто схожа с проявлениями неврологических недугов. Симптомы со стороны психики легко принять за симптомы другого психического нарушения, например, диссоциативный ступор можно наблюдать при депрессивных состояниях и шизофрении.
Диссоциативные расстройства личности не обусловливаются соматическими заболеваниями, неврологическими недугами, влиянием психотропных веществ, не являются симптомом других нарушений психики. Главным условием правильного диагностирования диссоциативных расстройств является исключение соматического недуга и иного расстройства психики. Так, например, органическое диссоциативное расстройство следует дифференцировать с диссоциальными конверсионными нарушениями.
Часто при острых диссоциативных расстройствах, для излечения оказывается достаточно всего лишь убеждения, внушения и успокаивания в соединении с незамедлительно предпринятыми попытками разрешить стрессовые обстоятельства, спровоцировавшие такую реакцию. Для заболеваний, длительность течения которых больше пары недель, требуется более серьезная и комплексно направленная терапия. Обычным в лечебной практике считается работа терапевта, целенаправленная на ликвидацию причин, провоцирующих усугубление симптоматики, и стимуляция нормальных поведенческих реакций. Пациенту необходимо объяснить, что расстройства функционирования, наблюдаемые у него (например, расстройство памяти) спровоцированы не соматической болезнью, а психологическими причинами.
Лечение затяжных диссоциативных нарушений заключается в комплексном использовании психотерапевтических методик и медикаментозном лечение. Для проведения методов психотерапии часто требуется врач, специализирующийся собственно на оказании помощи субъектам с диссоциативными нарушениями.
Некоторые терапевты назначают антидепрессанты или транквилизаторы для ликвидации симптомов чрезмерной активности, тревожности, депрессии, которые часто сопутствуют диссоциативным расстройствам. Но эти медикаментозные препараты следует предписывать с особой осторожностью вследствие того, что субъекты с такими нарушениями более подвержены привыканию и становятся зависимыми от лекарственных препаратов. Часто рекомендуется гипноз или наркогипноз в качестве одного из приемов терапии диссоциативных расстройств. Ведь гипноз имеет связь с диссоциативными процессами. Гипноз способствует избавлению от угнетающих мыслей или воспоминаний. Также он помогает в процессе так называемого закрытия альтернативных личностей. Диссоциативные двигательные расстройства предполагают использование психоанализа,
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||