Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.
...
Такое разнообразное использование
понятия И. побудило некоторых учёных придать ему общенаучное значение.
Основоположниками такого общего подхода к понятию И. были английский
нейрофизиолог У. Р.
В такой траковке информацией считается не только сами сведения, но еще и процесс передачи-получения сведений. Но понятно, что сами по себе сведения никого не делают информированным без того, чтобы быть переданными и воспринятыми. Но и процесса приема-передачи, конечно же, недостаточно, потому что в информированности принимают участие сложные процессы психики и информация для физиков – одно, для кибернетиков – другое, а для психики – совершенно иное.
В любом случае слово "информация" является условной абстракцией, а не физической сущностью и поэтому она не может сопровождать процессы причин и следствий (в том числе поток сведений в любой форме).
Давно стало привычным, что в каждой предметной области термином может быть любое произвольное слово (например, “цвет” и “очарование” в квантовой хромодинамике), главное, чтобы оно имело строго определенный смысл.
Слова создаются людьми для того, чтобы как можно определеннее передавать смысл в них вкладываемый в конкретных условиях, а не для того, чтобы этот смысл разливать по всей вселенной и затем самим обманываться, принимая его за сущность будто бы на самом деле присущую вселенной, а не назначенной ей по собственной прихоти. Слово “информация” полюбилось мистикам именно потому, что оно стало таким вот всеобъемлющим и многозначительным.
Цель этой статьи - раскрыть суть того, что происходит при "информированности", какой смысл имеет слово "информация" в плане понимания психики.
Сначала покажем, в чем разница между
сведениями и информацией.
Если открыть книгу перед кошкой, то она не поймет, что там написано. Биты
сведений есть, а кошка никак не информирована.
Другой пример, т.н. "книжные знания": предположим, человек много
прочитал про Бали, поехал туда с ощущением эксперта, но вдруг оказалось, что он
совершенно своеобразно воспринял прочитанное и на самом деле возникают
кардинально иные впечатления.
Эти два примера - два уровня функциональности информации, которая представляет
собой сведения, связанные с личным пониманием их смысла или
личная значимость воспринимаемого в контексте текущих условий,
включая текущий стиль собственного поведения (fornit.ru/66643).
Информация существует только субъективно, а сведения присутствуют на объективном их
носителе, условно закодированные на нем. И чтобы стать информированным нужно
быть причастным к этой условности.
Если вам показали средний палец, то, зная такой знак, вы понимаете: вас хотели оскорбить, но вы можете и ошибаться. Понимание зависит от многих условностей и только совершенно определенная информационная картина ситуации, возникающая в вашей голове, даст уверенность в сделанном выводе. Чуть что, и вывод может оказаться иным. Так что информация никак не содержалась в образе вытянутого среднего пальца. Информированность возникает в голове.
Разработка системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) показала, как именно это происходит: fornit.ru/66141.
Можно посчитать вполне корректным использование слова “информация” в формализованных представлениях разных предметных областей, но там он имеет смысл именно сведений, а не информации.
В основе любых понимаемых смыслов - так
называемая "система значимости". Она представляет собой
несколько уровней функциональности информации, когда воспринятые сведения
(сигналы, данные) приобретают сначала определенную в данном контексте значимость,
а затем интерпретируются в произвольно придаваемый смысл. Таким
образом система значимости охватывает ареал от доосознательного и
осознанные модели.
Кроме распознавателей органов восприятия (зрения, слух, вкус, запах,
тактильные, вестибулярные), в мозге есть распознаватели отклонения
параметров гомеостаза от нормы и распознаватели восстановления этих
параметров (fornit.ru/324), которые назовем распознавателями
примитивов значимости. Это - важнейшие сигнализаторы того, что что-то
плохо или хорошо. Существуют зоны, стимуляция которых вызывает ощущение рая и
ада. Как и все другие виды сенсорики они объединяются в третичных
(ассоциативных) зонах в общий образ восприятия-значимости-действия так, что
каждый образ становится распознавателем того, что именно означает для субъекта
(а не для других) данный профиль восприятия в условиях текущего информирующего контекста.
При осознании происходит осмысление этого непосредственного образа и значимость приобретает функцию смысла того, что означает выделенный вниманием объект восприятия в данных условиях, имеющего прогностические свойства: или это грозит попасть в опасную ситуацию и этого следует избегать или, наоборот, к этому нужно стремиться. Это информирует о возможностях.
Смысл от первичной значимости отличается его произвольностью: осознанно становится возможным изменить его на тот, который представляется более желаемым. Так, мы можем выхватить из горячих углей печеную картошку, несмотря на дискомфорт. Это происходит потому, что сознание способно произвольно отследить прогноз не только того, что происходит непосредственно, но и того, что может произойти через какое-то время и выбрать наиболее желательный из них: вытащить картошку, несмотря на некоторую боль. И тогда значимость образа картошки в золе будет не опасность ожога, а возможность съесть ее. И эта значимость закрепляется уже в другом месте мозга, образуя зону произвольного придания смысла. Это - уже личная интерпретация или произвольная оценка смысла происходящего, которая в целом формирует мыслительную модель явления.
Самые общие рассуждение в прояснении
информированности предполагают, что есть объект, условно кодирующий сведения (т.е. в данном контексте предполагается, что соотвествующий образ восприятия нужно понимать с определенным смыслом), предназначен для предачи стимула так, чтобы это могло бы
быть понято субъектиом. Если субъект уже значет условное назначение такого стимула, то наступает
состояние "информированности". Именно в этом состоянии и будет
отличаться рассматриваемый процесс от просто любой другой причинно-следственной
связи.
Если мы научили кошку, что по звуке "кис-кис" ей дается еда, то кошка будет понимать этот звук как предвестник еды. В звуке нет никакой информации о еде, она появляется только у знающей кошки в голове. Для другой кошки "кис-кис" может означать совершенно другое или быть просто неиформационным звуком.
Если мы специально оговорили, что передатчиком информации кодируется вполне определенное значение передаваемого в некоем носителе сведений, и этот носитель может нести самые разные сведения по желанию кодирующего, то это уже характеризует процесс не как причинно-следственную связь, которая всегда жестко предполагает свою специфику в отличие от одной и той же специфики носителя сведений.
Поэтому определим в чем заключается состояние информированности, непосредственно связанное со знанием.
Информированность предполагает способность воспринять сигналы как определенную информацил в данных условиях (в других условиях это может быть совершенно иная информация), понимая условно задаваемый смысл примененным символам, понимая максимально близко смыслу, формализованному передатчиком.
Здесь есть один очень важный и плохо понимаемый многими момент. На самом первом этапе формализации носителя сведений, передатчик совершает операцию символьного соответствия информации и сведений, которые призваны вызвать у получателя приемлемо адекватную информацию при восприятии. Это предполагает, что форма этого символьного представления с помощью неких формальных элементов - сведений уже известна приемнику и передатчику в достаточной степени, т.е. они заранее договорились и отработали на практике такое понимание сведений. Простого соглашения недостаточно потому, что только опытная проверка передачи и приема информации показывает, насколько это происходит удовлетворительно. Проверка может быть неявной, а включать в себя ранее накопленный практический опыт коммуникации, но она всегда предшествует надежно адекватному результату информационной коммуникации.
Одни и те же сведения могут пониматься совершенно по-разному. Например, в качестве сведений передан набор картинок-иероглифов. Сами по себе картинки вызовут некую ассоциацию у того, кто не знает, что они на самом деле призваны означать. И только тот, кто знает, поймет смысл переданной информации. То же самое в случае слов, звуков, кодов и любого другого способа передачи сведений. Набор слов, даже если воспринимающий субъект знает значения отдельных слов, и фраза вызвала у него некую ассоциацию, то поймет ее не так, как тот, с кем уже было условлено, что именно должна означать эта фраза в данных условиях.
В любом случае мы приходим к тому, что информированность предполагает наличие личного знания о смысле - значении этой информации. А знания и смысл воспринятого - всегда личностны, индивидуально уникальны, и лишь в относительно небольшой части представляют собой обусловленную между передатчиком и приемником цель получения этого знания.
Здесь мы не будем подробно обосновывать
это утверждение потому, что есть обширные материалы по
механизмам психических явлений, показывающие это (см. теория
Важно то, что знания - сугубо личная, индивидуальная оценка воспринятых сведений в плане возможностей реагирования, и вне личности не существуют.
Итак, формирование информированности приводит к появлению знания того, что означают для данной личности воспринятые сведения.
Значимость текущего интегрального образа восприятия складывается из значимостей всех его составляющих, начиная с собственно значимости активного стиля поведения, задающего основной контекст всему остальному.
Информация - знания того, что значат воспринятые сведения для данной личности. Одни и те же сведения для одного субъекта могут нести счастливое содержание и мотивировать достижение каких-то целей, связанных с возможностями, открываемыми этими знаниями, для другого - окажутся несчастливыми и заставят или избегать чего-то или просто смириться. Информация может оказаться разительно различной, несмотря на одно и то же содержание сведений. Эта информация не передавалась, а возникла в психике личности при оценке сведений своей системой значимости.
Любой акт получения новой значимой информации вызывается “ориентировочным рефлексом”, который удерживает актуальный стимул восприятия для его осмысления.
При просыпании, с началом осознания возникает общая информационная картина значимости собственного состоянии от образа восприятия датчиком гомеостаза. Возникает необходимость определиться детальнее, потому что неопределенность имеет отрицательную значимость и вызывает процесс осознанного решения проблемы ориентации. Начинает формироваться информационная картина текущей ситуации. Первые же сенсорные образы дополняют своей значимостью общую информационную картину, позволяя ориентироваться более определенно чтобы понять, как следует вести себя в таких условиях.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Главное преимущество модели Beast |
| ||||||||||||