Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Признаки художественности в фотографии

Относится к   «Навыки выразительности в фото-искусстве и не только»

Признаки художественности в фотографии

Целью статьи является задача показать, что признаки высохудожественности не имеют отношения к собственно художественному творчеству и являются неким жизненным опытом в распознавания такового, но ориентированным на уже познанные продукты художественного творчества. Обоснования статьи напрямую следуют из психофизиологических механизмов восприятия и даются ссылками.

 

Многие школы и семинары по повышению квалификации фотографа так или иначе ориентируют клиентов на достижения "художественной" выразительности в работах, без достаточно полного определения, а что же такое "художественность". Обычно предлагаются примеры безусловно высокохудожественных работ и обращается внимание на то, какими средствами выразительности работы доводятся до уровня художественных. При этом слово "художественный" к таком контексте приобретает смысл "высококачественности", в противовес никчемной серости того, что не обладает признаками художественности.

Очень важный эффект такого подхода: высокохудожественность распознается моментально теми, кто считает себя экспертом в этом отношении: "О!.. это уже искусство!". Именно моментальность распознавания качества художественности (кстати, не только фотографии) говорит только об одном: в процессе используются заранее наработанные и теперь узнаваемые отдельные и конкретные признаки, которые создают общую оценку. Это в точности тот же процесс, о котором говорилось в статье Признаки симпатичности: работа специализированного распознавателя системы восприятия [127]. Эта работа очень индивидуальна, настолько, насколько своеобразно развиваются навыки такого распознавания.

Сам принцип того, что высокохудожественность, ассоциируемая с самобытным творчеством, результаты которого, в отличие от ремесла, всегда новы и значимы, вдруг приобретает вполне четкий алгоритм распознавания, доступный автомату (в психике - мыслительным автоматизмам [249]) и тем самым противоречит понятию результатов художественного творчества, которые, в силу своей новизны не могут быть сразу распознаны как продукт художественного творчества, в  отличие от продукта ремесленного творчества. В самом деле, те открытия, что дарят нам художники (любого направления творчества), сразу не воспринимаются в этом качестве, если только они не содержат некие наблюдаемые признаки, по которым "эксперты" тут же не делают восторженное заключение. В самом деле, новое-значимое не западает в душу сразу, хотя сразу и привлекают к себе внимание [126], а требует осмысления [123], повторение восприятия и лишь потом это новое оказывается оцененым позитивно или негативно, оказывается уже познанным[29].

Творчество - это, прежде всего, свобода выражения своего вИдения (см. Основные механизмы творчества). Нельзя ставить какие-то рамки, что вот это допустимо, а такое - нет потому, что невозможно заранее сказать, что именно нужно для выражения данной возникшей идеи художественного творчества до уровня, способного привлечь внимание. Никакие критерии "некачественной" фотографии (ставший уже легендарным "заваленный горизонт" и другие) не должны быть ограничителем выразительности (но если они не решают задачи выразительности, то, конечно, оказываются лишними, неуместными, только портящими впечатление). Но часто и настойчиво практикуется система таких критериев, как и система критериев того, что признавано сделать работу высокохудожественной. Это позволяет новичкам быстренько схватить суть и начинать продуцировать поделки, способные создавать впечатление художественности (это очень распространенное явление буквально во всем: подмена истинного творчества иллюзией, суррогатами, см. пример, что нужно, прежде всего, для заполучения реноме профессионала и возможности легкого отбирания денег у неискушенных пользователей такой продукции).

Ничто конкретно не сделает работу высокохудожественной кроме того, что ее восприятие у данного человека вызовет отклик его индивидуального восприятия как максимум новизны и значимости какой-то идее, чему-то, придающему важный смысл виденному, что, собственно, и привлечет внимание, заставив осмысливать это новое, а не просто войти в эйфорию от мгновенной констатации заветного набора признаков симпатичности.

Так, для неискушенного человека, особенно впечатлительного ребенка, ремесленная поделка может вызвать творческий интерес и заставить задуматься. Он увидел идею, которая была когда-то воплощена в этом изделии и когда-то для всех была новым продуктом художественного творчества.

Поэтому критерий в самом деле актуальной высокохудожественности имеет границу использования: для данной группы людей, для данного общества или для данной галактики этот продукт привлекает внимание высокой новизной и значимостью, заставляя осмысливать (переосмысливать) воспринятое. Для людей данной культуры этот продукт - давно уже надоевшая и не привлекающая мысли рутинная поделка, а для другой культуры - яркое воплощение самобытного творчества.

 

В литературном художественном творчестве есть понятие "троп". В статье об этом говорится: - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.

Судя по данной статье, единственным признаком художественного стиля является использование тропов, что, конечно же, не верно.

В фото-советах есть много штампов, призванных придать работе качество профессиональной и художественной. Например:

  • Воду в речках нужно снимать штативом на длительных выдержках, чтобы обеспечить ей "шелковистость". Если вода снята не так, то явно снимал лох.
  • Снимая пейзаж, линию горизонта или воды лучше расположить на линии золотого сечения. Примерно, в трети от нижней или верхней границы кадра.
  • Чтобы придать кадру дополнительный объём или заполнить скучное небо, то можно обрамить фотографию с помощью окон, веток, арки и.т.д.
  • Соблюдайте равновесие, чтобы правая и левая часть кадра по возможности уравновешивали друг друга.
  • Когда снимаете движущийся объект, оставляйте в снимке место в направлении движения.

 

Следование подобным критериям, как любым другим представлениям о том, что может придать фотоработе художественный стиль, на самом деле вовсе не обеспечивает желаемое, хотя способно у наивных ценителей создать впечатление художественного произведения. Никакие нарочитые размытия фотки, "художественные" размазки, зернистость или штриховатость под кисть, монохромность и т.п., применяемые без четкого обоснования того, что именно они призваны выделить для бОльшего внимания, не придает художественности, а лишь способны сойти как суррогат.

Множество различных представлений о том, что можно, а чего нельзя допускать в фотоработе оказывается заблуждениями без понимания того, что именно придает работе самобытную ценность. Догма о том, что фото нельзя "фотошопить", что это искажает правду - одно из таких заблуждений. Почему-то обрабатывать в редакторе нельзя, но делать множество искажений на уровне самого фотопроцесса - позволительно :) Снимок - это уже условное представление когда-то реально существовавшего, и в художественном плане в нем ценна только та часть, которая передает новое-значимое достаточно сильно, чтобы вызвать осмысление. Фотоаппарат в любом из доступных "творческих режимов" при создании jpg файла искажает многие параметры фотоснимка (особенно ярко это проделывают Никоны), а в режиме raw снимок чаще всего требует обработки, даже если он не документальный. raw как раз и создан потому, что позволяет проводить глубокие коррекции многих параметров.

Так что же является допустимым при обработке? Все, что не мешает выразительности объекта, выделяемого в работе для привлечения внимания, что, конечно же, зависит от задачи и тематики: если это репортажная фотка, то передать правду о самом главном в ней нужно по возможности полно, и даже подчеркнув, убрав мешающие детали (провода, отвлекающий фон и т.п.), если художественная, то или нужно так же соблюсти "художественную правду" или использовать повод для передачи "художественного вымысла".



Обсуждение Сообщений: 3. Последнее - 13.12.2015г. 23:21:04


Последнее редактирование: 2022-01-07

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: БРЕД Признаки и симптомы психического расстройства | ГАЛЛЮЦИНАЦИИ Признаки и симптомы психического расстройства | Еще раз о наследовании приобретенных признаков Александр Марков | Наследование признаков | Признаки врачебной компетенции | Восприятие художественного творчества | Двухтомник художественной прозы «Вне привычного» | Как развить художественное восприятие произведения искусства | Методология художественной деятельности Новиков А.М. | Отто Ранк. Эстетика и психология художественного творчества | Галереи фото | красивые галереи | любительские галереи | московские галереи | Фото галереи | Фотографии снежинок | частные галереи | Фотографирование ауры
Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:41974784

Авторские права сайта Fornit