Вестник Московского университета. Серия 7.
Философия. №6. 2004. С. 103-121.
А.А.
Печенкин
АНСАМБЛЕВЫЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ В США И СССР
1.
Предварительные замечания
Хотя квантовая
механика как физическая теория сложилась во второй половине 20-х гг.
XX
в., дискуссии по вопросу ее
концептуальных оснований продолжаются до сих пор. Между тем за последние
несколько десятилетий в этих дискуссиях возник новый момент: они стали
спокойнее. В 30-е, 40-е, 50-е, 60-е гг. вокруг оснований квантовой механики
кипели, что называется, страсти. Физики и философы, занимающиеся основаниями
физики, были разделены на две партии. Большинство поддерживало
копенгагенскую интерпретацию, выдвинутую рядом физиков, внесших
решающий вклад в разработку квантовой теории — Н. Бором, В. Гейзенбергом,
В.Паули, П.А.М. Дираком (поскольку эта интерпретация вошла в ведущие
учебники по квантовой механике — в курсы Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшица, Д. Бома, А. Мессиа и др., она стала
называться также и ортодоксальной). Им возражали те, кто, следуя А.
Эйнштейну и Э. Шрёдингеру, не мог принять радикальных философских следствий
копенгагенской интерпретации. И в настоящее время идет идейная борьба между
копенгагенцами и их противниками. Однако большинство
физиков, интересующихся философией, и философов, интересующихся физикой, видят в
интерпретации квантовой теории скорее интеллектуальное упражнение. Они не
претендуют на последнее слово в отношении концептуальной структуры
квантовой механики, они выясняют, какова будет эта структура при тех или
иных философских предпосылках.
Настоящая статья
отвечает духу такого спокойного подхода к философии квантовой механики. В ней
речь идет о статистических (ансамблевых) интерпретациях квантовой механики,
выдвинутых американскими и советскими физиками в предвоенный период (конец
20-х — начало 40-х гг. XX
в.). При этом мы не
собираемся решать вопрос о том, кто прав — сторонники ансамблевого подхода
или сторонники копенгагенской интерпретации. Мы рассматриваем ансамблевые
интерпретации, возникшие в США и СССР как историческое явление. Нас интересует
вопрос о природе этого явления, т.е. вопрос о том, почему в двух значимых в
научном плане регионах мира — США и СССР — возникают интерпретации квантовой
механики, отличающиеся от той, которая возникла в Центральной Европе и
стала господствующей, т.е. отличающиеся от копенгагенской интерпретации. Это
историко-научный и историко-философский вопрос о восприятии одной из самых
новаторских физических теорий первой половины XX
в.
Поставленный вопрос
должен быть уточнен. Возникшие в США и СССР интерпретации имели общие
исторические корни, дислоцированные в Центральной Европе. Они восходят к
статистической интерпретации волновой функции, выдвинутой в 1926 г. М.
Борном в его статье о задаче о соударениях электронов. Однако интерпретация М.
Борна относится к периоду формирования квантовой механики (только в 1927 г.
появится статья В. Гейзенберга, содержащая соотношения неопределенностей,
фундаментальные для квантовой механики). К статистической интерпретации М.
Борна восходят не только статистические (ансамблевые) интерпретации,
возникшие в США и СССР, но и копенгагенская интерпретация, которая тоже является
статистической, но в ином смысле слова, чем описываемые в настоящей статье
интерпретации. Американские и советские ансамблевые интерпретации
генетически связаны с выступлением А. Эйнштейна на Пятом Сольвеевском конгрессе (1927), в котором он сопоставил две
точки зрения на квантовую механику: первую, соответствующую будущей
копенгагенской интерпретации, в которой волновая функция представляет
состояние одной частицы, и вторую, к которой склонялся сам Эйнштейн, трактующую
волновую функцию как представляющую состояние коллектива частиц (это было потом
обозначено как ансамблевый подход). Хотя американские и советские ученые,
выдвигавшие ансамблевые интерпретации, не разделяли философской позиции
Эйнштейна, его статистический подход не прошел для них незамеченным. И наконец,
стимулирующее влияние на сторонников ансамблевой интерпретации оказали
статьи И. фон Неймана 1927—1928 гг., резюмированные потом в его книге
«Математические основания квантовой механики» (1932). Хотя И. фон Нейман никогда
не объявлял себя сторонником ансамблевого подхода, тем не менее он
использовал этот подход при изложении фундаментальных вопросов квантовой
механики. Об этом красноречиво писал М. Джеммер в
своей книге по истории философии квантовой механики [1].
Сделанные замечания
заставляют уточнить поставленную выше проблему в следующем отношении. Нас
интересует не просто возникновение ансамблевых интерпретаций, а тот факт,
что эти интерпретации превратились в мощные научные движения в двух
странах, находящихся на противоположных сторонах Земли — США и СССР. Нас
интересует, почему ансамблевые интерпретации получили признание и развитие
в столь различных научных, философских и даже политических структурах? Нас
интересует, почему советские и американские ученые независимо приходили к весьма
близким утверждениям о природе квантовой теории?
Необходимо еще одно
замечание, уточняющее поставленную в настоящей статье проблему. В 30-е гг.
XX
в. не только
американские и советские ученые выдвигали ансамблевые интерпретации. В
1934 г. такую интерпретацию предложил венский философ К. Поппер,
стимулированный идеями Эйнштейна. Поппер, однако, пришел к иной версии
ансамблевого подхода, нежели (с некоторыми оговорками) американские и советские
ученые. Кроме того, попперовские сочинения 30-х гг.
выпадают из того научного движения за ансамблевую интерпретацию, которое
развернулось в США и СССР. В США в пользу ансамблевого подхода
высказывались: молодой физик, внесший вклад в разработку квантовой механики, Дж.
Слэтер, профессор Гарвардского университета Е.
Кембл, учитель Слэтера по
квантовой теории, физик и философ Г. Маргенау, в 1936
г. опубликовавший в соавторстве с другим физиком — Р.В. Линдсеем первую американскую книгу по концептуальным
основаниям неклассической физики. В СССР ансамблевый подход развивали профессор
Физического института АН СССР К.В. Никольский, пользовавшийся (судя по архивным
материалам, по воспоминаниям современников) поддержкой директора этого
института, в будущем Президента АН СССР СИ. Вавилова, и один из лидеров
советской физики, профессор МГУ и Физического института АН СССР Л.И.
Мандельштам. В пользу ансамблевой интерпретации высказывались также В. Фарри (Гарвардский университет, США), Б.М. Гессен
(Коммунистическая академия, МГУ и АН СССР) и А.Я. Хинчин (МГУ)- Нет ссылок на Поппера в работах указанных
ученых, которые, вообще говоря, общались между собой (американцы с американцами,
советские ученые с советскими учеными). Сочинения Поппера приобрели популярность
уже после войны, т.е. после того периода, который рассматривается в настоящей
статье.
Итак, цель статьи —
описание и объяснение исторического феномена — ансамблевых интерпретаций
квантовой механики, возникших в США и СССР до Второй мировой войны. В разделах
речь пойдет об определении понятия «ансамблевая интерпретация квантовой
механики» (2). Затем буден определен тот тип ансамблевого подхода, который
характерен для советских и американских интерпретаций (3). Будут описаны
основные интерпретации, выдвинутые американскими и соответственно
советскими физиками (4, 5), а также подведены итоги исследования: отмечены
научные и философские предпосылки ансамблевых интерпретаций (6).
2.
Определение ансамблевой интерпретации
Во имя исторической
точности дадим нестрогое определение ансамблевого подхода. Под ансамблевыми
интерпретациями будем понимать интерпретации, выдвигающие на первый план понятие
статистического коллектива (ансамбля). Копенгагенская (ортодоксальная)
интерпретация, как известно, трактует квантовую механику как теорию,
описывающую в своих основаниях поведение одной (single) физической
системы (электрона, атома и т.д.). Если понятие статистического коллектива и
появляется при этой интерпретации, то оно возникает как логически производное
понятие: оно формулируется при инструментальной (эмпирической)
интерпретации математического аппарата квантовой теории. Кроме того, понятие
статистического коллектива возникает в квантовой статистической механике,
распространяющей принципы квантовой механики на системы, состоящие из
многих частиц. При ансамблевой же интерпретации сама суть квантовой механики
связывается с понятием статистического коллектива.
Чтобы пояснить
сказанное, целесообразно различить два типа интерпретаций фактически любой
физической теории: инструментальные (эмпирические) интерпретации и
интерпретации ради понимания. Первые состоят из правил, связывающих
математические символы с результатами измерения, вторые раскрывают
физический смысл математического аппарата, описывают физическую реальность
с помощью мысленных экспериментов. Инструментальная интерпретация квантовой
механики носит статистический характер: как отмечалось выше, она была
высказана М. Борном, рассмотревшим электронные соударения и предложившим
трактовать квадрат модуля волновой функции как плотность вероятности
частиц. Выдвинутая Борном интерпретация была обобщена П.А.М. Дираком и
И. фон Нейманом. Однако сама вероятность
интерпретировалась двумя путями. Первый путь — ансамблевый, следующий частотному
определению вероятности, данному Р. фон Мизесом
(1919). Вероятность при этом понимается как предел последовательности
относительных частот появления рассматриваемого исхода, когда число
испытаний стремится к бесконечности. Имея это определение, мы можем в принципе
сравнить вероятность, вытекающую из волновой функции, с вероятностью,
вытекающей из эксперимента (на деле, конечно, эмпирическую вероятность выводят
из конечного числа испытаний). Второй путь не предполагает возможность такого
сравнения. Квадрат модуля волновой функции интерпретируется как вероятность
единичного события. Сама квантовая механика, подтвержденная своими
многочисленными приложениями, гарантирует, что эта вероятность имеет
эмпирический смысл (впрочем, в некоторых случаях вероятность единичного
события может быть рассчитана исходя из симметрии системы).
Когда отличают
ансамблевые интерпретации от интерпретаций, обозначаемых как копенгагенские
(ортодоксальные), то имеют в виду не инструментальную (эмпирическую)
интерпретацию, а интерпретацию ради понимания. Если копенгагенская
интерпретация раскрывает смысл квантовой механики через мысленные
эксперименты с одной физической системой, то ансамблевые интерпретации выводят
на первый план мысленные эксперименты со статистическими коллективами. Что же
касается инструментальной (эмпирической) интерпретации, то, как отмечалось,
обе эти интерпретации исходят из вероятностной трактовки волновой функции. При
этом сторонники копенгагенской точки зрения принимают как ту, так и другую
версию эмпирического истолкования вероятности. Большинство копенгагенских
авторов, заявляя, что квадрат модуля волновой функции выражает вероятность,
оставляют вопрос об эмпирическом определении этой вероятности открытым.
Поскольку они ставят на логически первое место состояние индивидуальной системы,
вероятность трактуется ими как вероятность единичного события. Но сторонники
копенгагенской интерпретации (скажем, Д.И. Блохинцев в учебнике «Введение в
квантовую механику» (1944), написанном им с копенгагенской позиции) используют и
ансамблевую трактовку вероятности. Что же касается сторонников ансамблевого
подхода, то они единодушно принимают ансамблевое определение вероятности,
смотрят на вероятность как на относительную частоту. Это и понятно:
подчеркивая, что квантовая механика связана с опытом через понятие
ансамбля, они получают веский аргумент в пользу своего подхода.
3.
«Реальные» ансамбли и идеальные гиббсовские
ансамбли
Имея в виду
американские и советские интерпретации квантовой механики, выдвигавшиеся до
Второй мировой войны, можно предложить более узкое определение. В отличие от К.
Поппера, который рассматривал «реальные ансамбли» (термин Е. Поста, который
развивает позицию Поппера, вводя представление о разбросе частиц в агрегате
по фазам и ориентациям [2]), ученые, о которых написана данная статья,
обращаются (с теми или иными оговорками) к идеальным гиббсовским ансамблям. Это значит, что если Поппер имел в
виду агрегаты частиц, находящихся в одном и том же квантовом состоянии (для
этого фиксируются макроскопические параметры устройства, производящего
(«приготовляющего») такие агрегаты, скажем, если в эвакуированной трубке из
накаленной нити летят электроны, то квантовое состояние этих электронов
задается напряжением, приложенным к нити, температурой, конфигурацией нити
и т.д.), то американские и советские сторонники ансамблевого подхода имели в
виду агрегаты опытов, которые производят идентичные системы в идентичных
квантовых состояниях (если угодно, повторно и многократно помещают одну и
ту же систему в одно и то же квантовое состояние).
Мы берем слова
«реальный ансамбль» в кавычки: этот ансамбль «реален» лишь в сопоставлении
с идеальным гиббсовским ансамблем. В действительности
же он также продукт мысленного экспериментирования. «Реальный ансамбль» должен
иметь такую низкую плотность, которая позволяла бы трактовать его элементы как
независимые. Каждая система в таком ансамбле находится в своем квантовом
состоянии и все эти состояния тождественны.
Для Поппера, с одной
стороны, и для рассматриваемых в настоящей статье ученых — с другой, по-разному
вставал вопрос об измерении и, далее, о вероятности. Поппер рассматривает
множество систем, производимых одной и той же установкой. Над каждой из этих
систем может проводиться измерение, и для множества результатов измерения может
быть введено понятие вероятности как относительной частоты. В настоящей статье
рассматриваются, однако, ансамблевые интерпретации, исходящие из множества
пар «приготовление состояния—измерение», т.е. множества пар «приготовляющий
опыт—измеряющий опыт». Понятие вероятности должно быть введено в структуре этого
множества. Первоначально сторонники гиббсовских
ансамблей не отличали свое понятие вероятности от частотного. Однако уже Кембл, разделявший частотную точку зрения в своей
фундаментальной книге, написанной в 1937 г., показал, что в
действительности это понятие включает неустранимый априорный элемент
[3].
Выше первым среди
сторонников ансамблевой интерпретации был упомянут Дж. Слэтер, сделавший в 1928 г. на заседании Американского
физического общества доклад об интерпретации квантовой механики [4]. Слэтер подчеркивал, что квантовая механика исходит не из
единичных наблюдений, а «из ансамбля наблюдений» — из ансамбля «повторений
одного и того же эксперимента» [5].
В своих
воспоминаниях он дает следующее разъяснение: «Ансамбль... представляет
собой собрание многих повторений одного и того же эксперимента, согласующихся в
отношении макроскопических свойств, которые мы решаем контролировать, но
допускающих разброс по значениям тех микроскопических свойств, которые
настолько незначительны, что мы не можем экспериментально определять или
контролировать их. Совсем необязательно вводить в рассмотрение системы,
содержащие много частиц. Сущность ансамбля состоит в большом числе
повторений эксперимента... Вероятность нахождения некоторой координаты в
некотором интервале... означает просто долю (fraction) всех
систем ансамбля, лежащих в предписанных пределах» [6].
Е. Кембл, следуя Слэтеру, уже
определяет ансамбль пар «приготовление состояния—измерение». Ансамбль
состоит «из индивидуальных систем, приготовленных в соответствии с нашим
знанием всей их прошлой истории» [7]. Измерение представляет собой «серию
наблюдений над соответствующим образом приготовленным ансамблем полностью
независимых систем, так что каждая из них приготовлена в своем собственном ящике
или лаборатории» [8].
Весьма четко
ансамбль пар «приготовление—измерение» описывает Г. Маргенау. Вначале, впрочем, он дает определение «реального
ансамбля» и измерения, проведенного над ним: «Последовательность наблюдений
(или единственное коллективное наблюдение) над физическим ансамблем из множества
подобных систем в одном и том же состоянии» [9]. Но это определение лишь
«вырожденный случай» другого, более фундаментального: «Последовательность
повторных наблюдений над одной и той же системой, находящейся в состоянии,
которое приготовляется каждый раз до наблюдения» [10]. Чтобы понять соотношение
первого и второго определений, зададимся вопросом: что такое «подобные
системы»? Когда речь идет об «элементарных» (ultimate) системах
(электрон, нейтрон и т.д.), допустимо считать, что они физически неотличимы от
других систем того же рода.
К.В. Никольский —
первый советский физик, заявивший ансамблевую интерпретацию квантовой
механики в 1934 г., рассматривает в качестве ансамблей множество опытов —
«процессов прохождения электронов и других квантовых объектов через
дифракционный прибор» [11], помеченных двумя индексами α и β, где α обозначает свойство, по которому опыты объединены в одну
совокупность (говоря на языке американских ученых, в них готовится
квантовое состояние α), а β
— то свойство, которое измеряется и по которому ансамбль в результате измерения
разбивается на подансамбли. Вероятность того, что при
измерении β = β1,
равна отношению Nβ1/N при N, где N — общее число опытов, а Nβ1
— число опытов,
где появился результат β1.
В своих «Лекциях по
квантовой механике» (1939) Л.И. Мандельштам исходит из реальных ансамблей
(именно поэтому выше мы, приводя к «общему знаменателю» все обсуждаемые в
настоящей статье концепции, заметили, что это с «теми или иными
оговорками»). Все же в этих «Лекциях» при обсуждении редукции волнового
пакета и аргумента Эйнштейна—Подольского—Розена проглядываются идеальные гиббсовские ансамбли. Однако более рельефно они описаны в
рукописной заметке «Об энергии в волновой механике» (1942), исторически и
логически связанной с последующей статьей Л.И. Мандельштама и И.Е. Тамма
«Соотношение неопределенностей энергия—время в нерелятивистской квантовой
механике» (1945). В этой заметке обсуждается понятие измерения в данный момент
времени. «Пусть у нас, например, волновая функция Ψ (x, t).
Чтобы имела смысл
статистика, должна быть повторяемость, т.е. я повторяю опыт, причем
t в каждом из
опытов — это время от "начала" опыта. Измерение "в данный момент" — это
измерение в различных опытах, но каждый раз для одинаковых времен от начала
опыта» [12].
В каком же отношении
рассматриваемые в настоящей статье интерпретации находятся к копенгагенской
(ортодоксальной)? Цитированный выше Е. Пост отмечает, что интерпретации с
позиции идеальных гиббсовских ансамблей «выглядят как
копенгагенски ориентированные тексты» [13]. Однако
ситуация здесь более сложная. Надо провести еще одно различение. Вслед за
Д. Хоумом и М. Уитекером
[14] будем различать два типа ансамблей — минимальные и ансамбли, элементы
которых характеризуются своими изначальными значениями физических величин
(у Хоума и Уитекера
PIV
— preexisting initial
values).
Минимальные ансамбли не имеют каких-либо иных характеристик, кроме тех, которые
приписывает физическим системам инструментальная (эмпирическая)
интерпретация квантовой механики: они характеризуются вероятностями
появления тех или иных значений физических величин и их математическими
ожиданиями (средними значениями). PIV
ансамбли, кроме того,
характеризуются поэлементно: системы, составляющие ансамбли,
характеризуются своими значениями физических величин. При этом каждая физическая
величина всегда имеет определенное значение для системы, составляющей
ансамбль (не только тогда, когда производится измерение этой
величины).
Сторонником
PIV
ансамблей был Поппер.
Американские и советские ученые склонялись к минимальным ансамблям. Однако сами
по себе идеальные гиббсовские ансамбли не служат
панацеей против PIV
подхода. Тем не менее,
поскольку Слэтер, Кембл,
Маргенау, Никольский и Мандельштам рассматривали
ансамбли опытов, а не систем, минималистский подход был для них
естественным. Оставалось только признать неустранимое неконтролируемое
возмущение прибором микросистемы и соотношение неопределенностей
Гейзенберга. Некоторые колебания проявил лишь Никольский, который, полемизируя с
В.А. Фоком, высказался в поддержку Эйнштейна [15]. Однако в своей итоговой
книге, написанной в 1941 г., он решительно отмежевывается от
Эйнштейна.
4.
Американские интерпретации квантовой механики
Дж. Слэтер. Как отмечалось выше, Слэтер изложил свое понимание квантовой механики в
докладе на заседании Американского физического общества в 1928 г. Он не
спорит с кем-либо в своем докладе. Он просто выясняет физический смысл квантовой
теории, выясняет физику, стоящую за математикой. Исходя из статистической
интерпретации волновой функции, предложенной М. Борном, он рассматривает
физический смысл вероятности. Можно утверждать, что Слэтер, подготовивший диссертацию под руководством П. Бриджмена, который, как известно, был не только крупным
физиком-экспериментатором, но и философом физики, создавшим философскую
концепцию — операционализм (в 1927 г. вышла книга П. Бриджмена «Логика современной физики», резюмировавшая
эту концепцию), выясняет операциональный смысл
вероятности, предполагаемой интерпретацией Борна. Во всяком случае таким образом
понимает доклад Слэтера другой ученик П. Бриджмена — Е. Кембл [16],
сотрудничавший потом со Слэтером по вопросам
интерпретации квантовой механики [17]. Именно гиббсовские ансамбли раскрывают операциональный смысл вероятности по мысли Слэтера.
Интересно, что в
своих воспоминаниях Слэтер рассматривает свой доклад в
контексте главы «1926—1927. Двуэлектронный атом». Он
считает этот доклад существенным для понимания того, что происходит в
многоэлектронной системе. Однако, описав свою ансамблевую интерпретацию, он,
прослеживая развитие теории многоэлектронных систем, к ней уже не возвращается.
Понятие «ансамбль» им больше не используется.
Думается, причина здесь в том, что ансамблевая интерпретация создает базу для
сохранения корпускулярной онтологии в теории многоэлектронных систем. Мы имеем
возможность рассматривать эти системы не просто как «облака», «распределения
заряда», а как системы частиц (электронов). Последнее же существенно для
разработки приближенных методов, которые, собственно, и позволяют решать
многоэлектронную проблему: разрабатывая приближенные методы, мы, как
замечает сам Слэтер, конструируем многоэлектронную
систему по образцу простых систем (в случае молекул — это молекулярный ион
водорода и молекула водорода), т.е. конструируем ее из отдельных электронов
или из электронных пар.
Слэтер выразил свои корпускулярные предпочтения
уже в 1924 г. в заметке «Излучение атомов», опубликованной в «Nature». В этой
заметке, которая исторически и логически привела к известной теории
Бора—Крамерса—Слэтера
(1925), Слэтер пытается найти исходя из принципов
квантовой теории Бора, основанной на идее дискретности, базу для теории
излучения атома, которая традиционно строилась на континуальных принципах. При
этом Слэтер подчеркивает, что «дискретная сторона
более фундаментальна»
[18]. Теория Бора—Крамерса—Слэтера, допускавшая
статистический характер сохранения энергии, оказалась недолговечной. В
своих воспоминаниях Слэтер связывает поражение этой
теории с торжеством волновых идей в концепциях Л. де Бройля и Э. Шрёдингера
[19]. Однако корпускулярный подход нашел свое продолжение в матричной механике,
которая продолжала линию виртуальных осцилляторов, начатую Слэтером [20], в вероятностной интерпретации волновой
функции и в теории многоэлектронных систем.
Опубликовав в 1929
г. свой доклад 1928 г., Слэтер больше не высказывался
по вопросам интерпретации квантовой механики. В своих книгах по теории
многоэлектронных систем он рекомендовал читателю ознакомиться с
фундаментальными идеями по книге Кембла
«Фундаментальные принципы квантовой механики».
Е. Кембл. Преподаватель теоретической физики в
Гарвардском университете Кембл стал публиковать статьи
по основаниям квантовой механики с 1935 г., отреагировав на статью
Эйнштейна— Подольского—Розена. Однако наиболее ясно и последовательно его
философия выражена в упомянутой выше книге. Как и Слэтер, Кембл не
противопоставляет свою интерпретацию квантовой механики той интерпретации,
которая сложилась в трудах классиков — Бора, Гейзенберга, Паули и др.
Однако в скрытом виде такое противопоставление (правда, лучше сказать,
сопоставление) в книге содержится. Кембл различает
субъективные и объективные квантовые состояния
[21]. Субъективное состояние
— это состояние, представляемое волновой функцией индивидуальной
системы.
«Эксперимент,
проведенный с одной системой, не может ни подтвердить, ни опровергнуть
волновую функцию, приписываемую этой системе» [22]. Волновая функция,
представляющая состояние одной системы, определяется с точностью до наблюдателя.
Различные наблюдения по-разному возмущают эту систему. Иное дело волновая
функция, представляющая гиббсовский ансамбль.
Вероятностные предсказания, следующие из данной волновой функции, могут быть,
вообще говоря, проверены.
Отсюда не следует,
что Кембл делает предметом своей книги «объективные
состояния». Скорее два типа состояний в ней дополняют друг друга. Излагая
соотношения неопределенностей Гейзенберга и теорию измерений, он опирается
на «субъективные состояния», ибо именно они выражают специфику
квантово-механического описания. Более того, в вышедшей в 1938 г. статье он
отказывается от «объективных состояний», хотя по-прежнему подчеркивает
фундаментальность понятия ансамбля [23].
Как и Слэтер, Кембл исповедует
операционализм П. Бриджмена. «Объективное состояние
индивидуальных систем операционально
неопределенно», — пишет он в своей книге [24]. Однако Кембл — последователь и И. фон
Неймана: в предисловии к своей книге он пишет, что намечает «навести мост между
точным формализмом фон Неймана и обычными менее строгими
формулировками теории» [25]. Интересно, что в последующих статьях Кембл использует операционализм в весьма общей форме.
Так, в статье, написанной в 1941 г., он подвергает операциональному анализу понятия вероятности (выше была
ссылка на эту статью). Это для него означает описать «мысленные операции,
предполагаемые в определении численных вероятностей» [26].
Как и Слэтер, Кембл был занят в основном
спектроскопией и строением многоэлектронных атомов и молекул. Более того, как
отмечает Слэтер в своих воспоминаниях, в 1925 г. они
совместно заявляли проект исследования сложных спектров [27]. А. Асмус в статье по истории американской молекулярной физики
называет Кембла «молекулярным структуралистом»:
«Именно Кембл еще до Первой мировой войны начал в США
исследования по квантовой теории молекул» [28]. Хотя Кембл был теоретиком, он, в отличие от европейских
теоретиков, интересовался более численными результатами, нежели основаниями
теории.
Однако у Кембла были и более амбициозные теоретические проекты. В
1939 г. он публикует статьи, посвященные квантово-статистическому обоснованию
термодинамики. Кембл реконструирует термодинамику
так, чтобы она включала учение о флюктуациях. Обычный путь погружения
термодинамики в статистическую механику его не устраивает. Этот путь
предполагает гипотезы об атомной природе материи, противные его позитивистскому
мировоззрению. Кембл конструирует гиббсовский ансамбль одинаково приготовленных идентичных
макроскопических систем. Попутно он замечает, что склонен «идти еще дальше», и
считает, что «первичный объект всякого физического исследования должен
всегда быть идентифицирован с гиббсовским ансамблем
одинаково приготовленных и подвергнутых одним и тем же операциям систем»
[29]. Это следует из существа физики: необходимо многократное повторение
каждого эксперимента, прежде чем его результаты могут быть подняты до уровня
подобающего физического обобщения.
Г. Маргенау. В отличие от Слэтера и Кембла Маргенау создает в своих произведениях образ оппонента. В
книге, написанной в соавторстве с Линдсеем в 1936 г.,
и в философской статье, вышедшей в 1937 г., он критикует субъективистскую
(subjective)
точку зрения, согласно которой функция состояния описывает «наше знание о
физической системе» [30] (здесь и далее цитируется статья, но те же положения
имеются и в книге [31]). Эта точка зрения, хотя и совместима с одобряемым Маргенау позитивизмом, ведет к превращению физики в
особую область психологии. Маргенау видит в волновой
функции описание физической системы, существующей независимо от наблюдателя.
Отсюда не следует, что он соотносит эту функцию с объективной реальностью. Вера
в такую реальность относится к той же сфере психологистских предрассудков, что и отнесение волновой
функции к сознанию наблюдателя. Физические системы (электроны, атомы,
магнитные поля и т.д.), как и физические величины (координаты, импульс, энергия
и т.д.) — «конструкты», при помощи которых формулируются фундаментальные
положения теорий. Конструкт «состояние» — опосредующее звено между
конструктом «физическая система» и опытом. В классической физике — это
комбинация величин, характеризующих систему, в квантовой — функция этих
величин [32].
В первых статьях
Маргенау объяснял научную объективность через
однородность данных опыта [33]. Позже, однако, он стал учитывать данные
типа единичных щелчков счетчика Гейгера [34]. Объективность, рассмотренная
в перспективе поздней книги Маргенау «Природа
физической реальности» (1950), это, скорее, однородность метода,
обеспечивающего построение и функционирование теории. Метод тоже эволюционирует,
однако существенна преемственность в ходе этой эволюции.
Субъективистская
точка зрения на квантовые состояния коренится, согласно Маргенау, в субъективизме классического понятия вероятности,
оперирующего единичными событиями. Защищая объективность квантовых состояний,
Маргенау отправляется от частотного определения
вероятности фон Мизеса, соотносящего эту величину с
ансамблем измерений. Правда, он не следует буквально этому понятию. Тем не менее
квантовое состояние объективно,
поскольку «скоррелировано с агрегатами (для каждой наблюдаемой свой
агрегат), для которых определены вероятностные распределения» [35]. Каждое
единичное наблюдение возмущает систему, как на то указывают Бор и Гейзенберг.
Однако, оперируя с ансамблями, физик получает «компенсирующий механизм» [36]:
статистика не зависит от условий и последовательности индивидуальных
наблюдений.
Маргенау известен как критик операционализма Бриджмена. Однако существенно и влияние Бриджмена на Маргенау. Как он сам
пишет в своей биографии, «я находился под сильным влиянием операциональных определений Бриджмена, которые я впоследствии характеризовал как
важный класс правил соответствия» [37]. Под последним термином Маргенау понимал положения, связывающие «конструкты» с
данными наблюдения. Операциональные определения он
считал видом «эпистемических определений»,
посредством которых физическим величинам приписываются численные
значения. Кроме «эпистемических определений» он вводил
«конститутивные определения», обеспечивающие взаимосвязи между конструктами
(например, определение температуры через среднюю кинетическую энергию
молекул).
5.
Ансамблевые интерпретации в СССР
К.В. Никольский.
Как и Кембл, Никольский может быть назван «молекулярным
структуралистом». Его основные достижения, резюмированные в книге
«Квантовая механика молекулы» (1934), лежат в области молекулярной
спектроскопии. Однако, в отличие от Кембла, он уже в
этой книге был занят основаниями квантовой теории и формулировал представление
об ансамблях квантовых процессов. В продолжение этих поисков он опубликовал
в 1936 г. статью и в 1941 г. книгу. Тем не менее его работы в области теории
многоэлектронных систем и спектроскопии осели в терминологии, им используемой.
Он везде предпочитает говорить о частицах, нежели о волнах. Даже там, где он
использует в качестве базового понятия «квантовый объект» и «квантовая
система» (в книге 1941 г.) он постоянно сбивается на частицы. Более того,
Никольский декларирует, что дуализм частица-волна — это по сути дуализм
индивидуального процесса и статистического коллектива [38].
В отличие от
американских физиков Никольский — активный противник позитивизма и
копенгагенской интерпретации. Он полемизирует с В. Гейзенбергом, позиция
которого, по его мнению, «ведет к отказу от представления объективированных в
пространстве и времени независимых от наблюдателя физических процессов,
т.е. к явно идеалистическому выводу» [39], а также с «советской ветвью»
копенгагенской школы (именно ему принадлежит этот термин), т.е. с В.А. Фоком,
И.Е. Таммом и М. Бронштейном.
Однако,
противопоставляя копенгагенской школе научную объективность, Никольский
пользуется аргументами, сходными с аргументами американцев. Так, например, он
возражает против трактовки волновой функции как «записной книжки
наблюдателя» [40]. Эта точка зрения, он подчеркивает, коренится в том
затруднении, которое возникает, когда рассматриваются индивидуальные
процессы. Здесь невозможно учесть обратное действие объекта на измерительный
прибор. Однако, если квантовая механика трактуется как теория ансамблей, «эти
затруднения... перестают быть затруднениями» [41]. «В этом случае субъективный
элемент, имеющийся в теории дополнительности,
превращается в условия отбора статистических квантовых ансамблей по тому или
иному признаку, в "условия селекции", и таким образом роль наблюдателя,
субъективный момент в теории, объективируется, выражая вполне определенные
объективные условия» [42]. «Применение квантовой теории к анализу
отдельного измерительного процесса не дает полной характеристики последнего
вследствие статистического характера всякой квантовой проблемы»
[43].
Пользуясь, по сути
дела, гиббсовскими ансамблями, Никольский не
ссылался на Гиббса. Возможно, тому мешали политические мотивы. Однако
параллельно с работой над фундаментальными вопросами квантовой физики Никольский
занимался переводом «Принципов статистической механики» Гиббса. Этот перевод
вышел в свет в 1946 г., но, судя по дате «Предисловия к переводу», он был
завершен в 1940 г.
В этом предисловии
Никольский связывает статистическую механику Гиббса с «огромным расширением
области правомерности атомистических представлений» [44]. Эта фраза вполне
отвечает материализму. Тем не менее в духе Кембла
Никольский с одобрением отмечает «замечания Гиббса о большей реальности ансамбля
по сравнению с чисто механической концепцией отдельной системы» [45].
Отсюда метод Гиббса имеет огромное значение для новых квантовых идей
[46].
Л.И. Мандельштам.
Интерпретация квантовой
механики в «Лекциях» Л.И. Мандельштама описана автором настоящей статьи [47]. К
ее предпосылкам были отнесены: 1) частотная (эмпирическая) концепция
вероятности Р. фон Мизеса, называемая в кругах,
близких к Мандельштаму, концепцией объективной вероятности; 2)
операционализм: Мандельштам в своих «Лекциях по квантовой механике» и в других
своих «Лекциях» развивал оригинальную операционалистскую концепцию физики, восходящую к статье
Гейзенберга о соотношениях неопределенностей и, далее, к махизму [48]; 3)
концепция статистического (ансамблевого) характера физического эксперимента
и измерения, связанная с колебательной идеологией Мандельштама,
предполагающей превращение теории колебаний в универсальный язык науки (теория
колебаний рассматривает регулярно повторяющиеся события, ансамбли
событий).
Мандельштам, однако,
тяготел не к корпускулярной, а наоборот, скорее к волновой онтологии. Через
понятие волнового пакета он объясняет соотношение неопределенности для
координаты и импульса. Более того, волновая онтология «работает» в статье
Л.И. Мандельштама и И.Е. Тамма, в которой выводится соотношение
неопределенностей энергия—время. Авторы начинают объясняющую часть статьи
рассмотрением волнового пакета, характеризуемого центром тяжести, средней
шириной и временем прохождения. В соответствии с соотношением неопределенности
точность локализации во времени прохождения пакета через какую-либо точку
пространства находится в прямой зависимости от дисперсии энергии системы и не
может быть большой при малой величине этой последней [49].
Однако Мандельштам
пользуется и образом частиц, чтобы объяснить соотношение неопределенности. Как
показывают Н.С. Крылов и В.А. Фок, статья Мандельштама и Тамма может быть
прочитана в терминах ансамблей и онтологии частиц [50]. Крылов и Фок
сопоставляют две версии соотношения неопределенности для энергии и времени.
Первая (Н. Бор) касается одной частицы и одного опыта. Это соотношение между
погрешностью в измерении энергии и длительностью этого измерения. Вторая
(Мандельштам и Тамм) относится к статистике опытов. Это соотношение между
неопределенностью, с которой готовится ансамбль частиц, характеризуемый данной
энергией, и «стандартным временем», т.е. временем, за которое некоторая другая
величина, характеризующая тот же ансамбль, меняется на величину своего
стандарта (дисперсии). В примере Мандельштама и Тамма эта «другая величина»
— координата волнового пакета, а его ширина — стандарт этой величины. Однако,
замечают Крылов и Фок, волновой пакет выражает статистику опытов,
производимых над ансамблем частиц, приготовленных с некоторым средним значением
энергии.
Этот «перевод»,
выполненный Крыловым и Фоком, вполне соответствует той творческой лаборатории
Л.И. Мандельштама, которая представлена в упоминавшейся выше заметке «Об энергии
в волновой механике». Работая над соотношением неопределенностей для
энергии и времени, Мандельштам рассуждал в терминах ансамблей частиц и лишь
изложил результаты в терминах волновых представлений.
6.
Заключение. Предпосылки ансамблевых интерпретаций
1. Статистические ансамбли Гиббса.
Слэтер, Кембл и в
значительной степени Никольский исходили из ансамблей Гиббса, составляющих
существо его подхода к статистической физике.
2. Частотная (эмпирическая) концепция
вероятности Р. фон Мизеса. К этой концепции восходят ансамблевые
интерпретации Маргенау и Мандельштама. При этом в
первом приближении ансамбли, по Гиббсу, совпадают с ансамблями, по фон
Мизесу, а вероятность как в том, так и в другом случае
может характеризоваться как относительная частота.
3. Операционализм. Слэтер, Кембл,
Мандельштам и отчасти Маргенау, разрабатывая
ансамблевые интерпретации квантовой механики, мыслили в русле философии
операционализма. Они искали операциональный смысл
вероятности в квантовой механике.
Комментарий.
Это утверждение может
вызвать недоумение: в нашей (и не только в нашей) литературе ансамблевые
интерпретации связывают с борьбой против субъективизма и идеализма, к
которым ведет копенгагенская интерпретация. Операционализм же — форма махизма и,
следовательно, субъективизма и идеализма. Вспомним, однако, что В.А. Фок
обвинял интерпретацию Д.И. Блохинцева в махизме [51]. Оставляя в стороне
полемику, в ходе которой появлялись такие «обвинения», заметим, что резон здесь
был. Разрабатывая ансамблевый подход, физики стремились избавиться от
«наблюдателя» в структуре теории (по словам Б. ван
Фраассена, наблюдатель — это тот «скрытый параметр», к
которому прибегает копенгагенская интерпретация [52]). Стремление
избавиться от «наблюдателя» было среди участников ансамблевого научного
движения. Другой вопрос — удалось ли им это? Не привело ли это к другим,
более архаичным «скрытым параметрам»? Мы не обсуждаем его. В данной статье речь
идет лишь о тенденции, проявившейся в ансамблевом подходе, — тенденции
обеспечить полную прозрачность квантовой механики в отношении
наблюдаемости.
4. Классическая
культура экспериментирования в макроскопической физике, строящаяся на
«коллективном», повторяющемся измерении, на получении
статистики [53].
Копенгагенская школа,
придающая значение «редукции волнового пакета» и, стало быть, единичным
событиям, приводящим к такой редукции, — это школа теоретиков, успешных в
мысленном экспериментировании. Однако и в экспериментальной физике в начале
XX
в. складывается
традиция, которую П. Галисон называет традицией образа
в отличие от традиции логики, в которой была продолжена культура классического
макроскопического экспериментирования [54]. Традиция образа — это традиция
поиска таких данных, которые выражают единичные события (например, след
частицы в камере Вильсона), и она может служить своего рода материальным
коррелятом концепции единичных событий, предполагаемой сторонниками «редукции
волнового пакета».
5. Онтология частиц. Если Гейзенберг в своих Чикагских
лекциях (1929), как он сам отмечает в Предисловии, выдерживает симметрию
образов волны и частицы, то сторонники ансамблевого подхода (в первую
очередь Слэтер и Никольский) тяготеют к онтологии
частиц. Правда, наиболее ярким поборником этой онтологии был сторонник той
версии ансамблевого подхода, которая в данной статье не рассматривается.
Согласно Попперу, М. Борн показал, что «волновая теория должна рассматриваться
как теория частиц» [55]. «Современная квантовая механика — теория
частиц»
[56].
6. Объективизм. Объективизм следует понимать как антипсихологизм и антисубъективизм. Философский реализм и тем более
материализм не были популярны в предвоенное время (единственным сторонником
материализма среди упоминавшихся ученых был
Никольский).
По-видимому, наше
описание общих предпосылок американских и советских интерпретаций могло бы
быть продолжено вглубь: перечисленные выше предпосылки могли быть связаны с
особенностями советской и американской научной культуры и образования.
Однако насколько глубоким мог бы быть этот экскурс? Думается, что он должен
оставаться историческим и не должен превращаться в некую
метафизику.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Jammer M.
The Philosophy of Quantum Mechanics. N.Y., 1974. P. 443.
[2]
Post
E. Quantum «programming. Dortreht;
[3]
Kemble E.
The probability concept // Philosophy of Science. 1941. Vol. 8. N 2.
P. 204-232.
[4]
Slater J. С
Physical meaning of wave mechanics // Journal of the Franklin
Institute. 1929. Vol. 207. N 4. P. 449-456.
[5]
Ibid.
P. 450.
[6]
Slater J.C. Solid-State and Molecular Theory: A Scientific Biography. N.Y.; L.;
[7]
Kemble E.
С
The Fundamental Principles of Quantum Mechanics. N.Y., 1937. P. 55.
[8]
Ibid.
[9]
Margenau H.
Critical Points in Modern Physical Theory // Philosophy of Science.
1937. Vol. 4.
P.
337-370.
[10]
Ibid.
[11]
Никольский КВ. Квантовые процессы. М., 1941. С.
148.
[12]
Мандельштам Л.Ц_ Поли. собр. трудов: В 5 т. М., 1948—1955.
Т. 3. С.
402.
[13]
Post
Е.
Op. cit. P. 11.
[14]
Ноте D., Whitaker М.А.В.
Ensemble Interpretation of Quantum Mechanics. A Modern Perspective //
Physics Reports. 1992. Vol. 210. P. 225—317.
[15]
Никольский К.В. Ответ В.А. Фоку // Успехи физических наук.
1937. Т.
XVII. Вып. 4.
с.
558.
[16]
Kemble E.C.
Operational reasoning // The Journal of Franklin Institute.
1938. Vol. 225. P.
269.
[17]
Schweber S.S.
The young John Slater and the development of quantum theory //
Historical Studies in the Physical and Biological Sciences. 1990. Vol. 20. Pt.
2.
[18]
Slater J. Radiation of Atoms // Nature. 1924. Vol. 113. P.
307.
[19]
Slater J.C. Solid-State and Molecular Theory: A Scientific Biography. P.
12.
[20]
Ibid.
P. 21.
[21]
Kemble E.
C. The
Fundamental Principles of Quantum Mechanics. P.
52.
[22]
Ibid.
P. 54.
[23]
Kemble E.C.
Operational reasoning. P. 269.
[24]
Kemble E.
С
The Fundamental Principles of Quantum Mechanics. P. 52.
[25]
Ibid.
P. VII.
[26]
Kemble E.
The probability concept. P. 204.
[27]
Schweber S.S.
The young John Slater and the development of quantum theory,
Historical Studies in the Physical and Biological Sciences. P. 22.
[28]
Asmus A.
The americanization of molecular physics //
Historical Studies in the Physical and Biological Sciences. 1992. Vol. 2. Pt. 1.
P. 2.
[29]
Kemble E.
Fluctuations, thermodynamics, and enthropy
// Physical Review. 1939. Vol. 56. P. 105.
[30]
Margenau H.
Critical Points in Modern Physical Theory. P. 348.
[31]
Lindsay R.B., Margenau H.
Foundations of Physics. N.Y., 1936.
[32]
Margenau H.
Critical Points in Modern Physical Theory. P. 340.
[33]
Margenau H.
The problem of physical explanation // The Monist. 1929. Vol. 39. P.
321.
[34]
Margenau H.
Methodology of modern physics // Philosophy of Science. 1935. Vol.
2.
[35]
Margenau H.
Critical Points in Modern Physical Theory. P. 341.
[36]
Ibid.
P. 364.
[37]
Margenau H.
1978. p.
XIV.
[38]
Никольский КВ. Квантовые процессы. М., 1941. С.
28.
[39]
Там
же.
[40]
Там
же. С. 150.
[41]
Там
же. С. 153.
[42]
Там
же. С. 153-154.
[43]
Там
же. С. 28.
[44]
Никольский КВ. Предисловие // Гиббс Дж. Основные принципы
статистической механики. М.; Л., 1946. С. 8.
[45]
Там же.
[46]
Там же.
С.
10.
[47]
Pechenkin A.A.
Mandelstam's interpretation of quantum mechanics in comparative
perspective // International Studies in the Philosophy of Science. 2002. Vol.
16. N 3.
[48]
Pechenkin A.A.
Operationalism as
the Philosophy of Soviet Physics: the Philosophical Backgrounds of L.I.
Mandelstam and his school // Synthese.
[49]
Мандельштам Л.И. Поли. собр. трудов. Т. 2. С.
309.
[50]
Крылов Н. С, Фок В.А. О двух основных толкованиях соотношения
неопределенности для энергии и времени // Журн. эксперим. и теорет. физики. 1947.
Т. 17. С. 99-100.
[51]
Фок В.А. О так называемых ансамблях в квантовой
механике // Вопр. философии. 1952.
№ 4. С.
173.
[52]
Van
Fraassen В.
Quantum mechanics. An empiricist view.
[53]
Galison P.
How experiments end. Chicago; L, 1987.
[54]
Galison P.
Image and logic.
[55]
Popper К.
The Logic of Scientific Discovery. L., 1959. P. 202.
[56]
Popper К.
Quantum Theory and the Schism in Physics. L.; N.Y., 1992. P.
141.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||