>> Я понимаю под "произвольное понижение значимости" какое-то отвлекающее воздействие.
Если сознание отвлечено от объекта внимания, то уже никак не влияет на него своей произвольностью. Чтобы понизить значимость того, что явно мешает разумно осмысливать или повысить значимость того, что хотелось бы совершить, нужно именно сосредоточиться на этом, произвольно изменяя первоначальную значимость за счет вспоминания того, что этому способствует, в том числе заготовок типа: "да пофиг на это" (помогает в самом деле после этого игнорировать пониженное) или типа: "это нужно сделать обязательно!" (психотехника дисциплины).
Тут заранее нужно научиться определять признаки нарастающей паники (а она не накрывает мгновенно) и успеть на них повлиять произвольно (актеры могут ее инсценировать): "зная что возникнет паника, заранее активировать другой контекст, начать думать о чем то ином, чтобы перевести фокус внимания и начать выполнять действие". А если паника уже накрыла, то сильнейшая значимость ее мешает любой произвольности, и сознание уже не может перейти в более творческий режим, что требует произвольности. При этом сознание есть и, но даже его отслеживающий режим беспомощен потому, что подстановка на лету подходящих вариантов вместо привычных - уже требует волевой произвольности, но все эти варианты пересиливаются более сильной значимостью факторов паники.
>> Им предлагают такой вариант: не думай о прыжке, пусть будет как будет - просто при отделении смотри не отрываясь на самолет.
Это - тоже психотехника, позволяющая удерживать осознанное внимание на нужном и мешающая завладеть сознанием более сильным новым переживаниям.
>>ты же это никак не уточняешь и я понимаю буквально: надо просто настроиться, что как только начнет возникать паника, тормознуть ее.
Если тебе ничего не нужно делать важного, а нарастает паника, то нужно воспользоваться навыком понижения значимости, если он есть. А если нужны активные действия, то нужно 1) максимально поднять их значимость, 2) максимально сосредоточиться на действии, что уже конкурирует с признаками, вызвавшими панику. Вообще все это - отдельная большая тема со многими жизненными примерами и для того, чтобы ее продуктивно освоить нужно хорошее предварительное понимание механизмов. Все такое разноплановое в одном флаконе не втиснешь.
>>крайне мало вероятно, что получится, если уже нет ГОТОВЫХ шаблонов такого поведения - прежний удачный опыт.
У неподготовленного человека не получится, поэтому и есть проблема панических атак на пустом месте, когда не требуются активные противодействия, а нужно просто перестать психовать. Первое, что должен научиться человек с паническими атаками - вовремя распознавать их начало и пускать уже автоматическую заготовку "пофиг все это, оно ничего мне не может сделать".
Эту заготовку может наработать даже тот, кто вообще не понимает механизмов, но ему придется положиться на веру. А механизмы - в соревновании актуальностей: новизна-значимость рефлекторная и новизна-значимость осознаваемая после сопоставлений. И осознаваемая произвольность имеет преимущества в том, что может нарабатывать заготовки реагирования, в том числе придания значимости (яркие эпизоды, показывающие преимущества осмысленной значимости), на то и есть у сознания эта функция - адаптивность к новому. И нужно эту адаптивность применять до того, как загонишься в зависимое состояние (беспричинные панические атаки), хотя и тут есть приемы.
>>куда задавать вопросы по книжке печатной? Просто тему создать?
Можно отдельную тему, можно в обсуждении. Не важно.
>>нужны конкретные примеры (говорил уже про это): коррекция панических атак/фобий/страхов/зависимостей/лени/мотиваций, примеры повышения эффективности обучения, причем не только простых механических типа жонглирования/метания ножей, а например изучения языков, технологий.
Мы уже обсуждали это. Речь идет об очень объемном дополнении книги, опирающимся на теорию. Пока я не готов сделать такую дико большую работу... Я даже тогда обещал писать статьи на заказ по конкретным разделам таких примеров в дополнение к ножам.
>>Без актуальных, не цирковых примеров, которые можно опробовать и увидеть результат, не будет стимула вникать и корректировать свои представления.
Любой пример, даже показанный вживую может восприниматься как цирк и профанация. Поэтому нужно отходить от того, что нужно только верить или не верить, а нужно сначала очень хорошо понять механизмы и убедиться в их адекватности, т.е. построить свою уверенную модель понимания.
31.05.2017г. 9:34:49