>>в восприятии и соответственно, в моделях понимания, причинно-следственные связи относятся к конкретным воспринимавшимся взаимодействиям. так?
Да.
>>что такое принципы причинно-следственных связей, которые составляют каркас моделей понимания и как понять, сложились они или нет?
Есть принципы мировоззрения, основанные на причинности. Некоторые из них были выделены списком в книге про мировоззрение, я давая ссылку. У причинно-следственных связей можно, конечно, выделить и характерные для них принципы:
•всегда у происходящего есть какая-то реальная причина
•причинность проявляется при взаимодействиях и поэтому в восприятии возможно только отражение взаимодействий (на самом первом уровне взаимодействий с органами чувств, на последнем – отражение сложных моделей систем взаимодействий).
•отражение взаимодействий формирует модель логики воспринимаемого
•и т.п.
>>дети шли по дорожке. каждый шел впереди других
Здесь фраза требует последовательного осмысления нескольких понитий в общее: 1) речь пошла о детях (нужно представить образ детей) 2) речь идет о хотьбе (нужно представить это, на время прервав осмысление образа детей), 3) место действия – дорожка, видимо узкая (опять прерываем осмысление предыдущего для восприятия дорожки), 4) речь идет о каждом из всех детей, что-то требует именно внимания к особенностям каждого, 5) каждый шел впереди других – вот она “бессмысленная фраза”. На самом деле можно предположить, что говорящий просто неудачно сформулировал и имелось в виду, что все, кроме первого, шли впереди предыдущего, т.е. по цепочке. Но так поймет только тот, кто сумеет после всех прерываний, опять вернуться к правому образу и пройдясь по цепочке прерываний подберет наиболее подходящую модель понимания, если она есть: модель идущих по цепочке людей. А если нет, то фраза заставить задуматься, чтобы сформировать недостающие звенья наиболее подходящей, но недостаточной модели.
Взрослые легко оперируют 5-7 прерываниями для осмысления ситуации в сложных фразах. Причем, многие фразу у них уже автоматизированы так, что “дети шли по дорожке” – всего один мыслительный образ. Взрослый здесь имеет дело всего с двумя прерываниями: 1) образ дети шли гуськом и 2) каждый шел впереди другого – вызывает недоумение и предположения.
Дети постепенно учатся использовать все большее число прерываний для обобщенного понимания и данная фраза просто может превысить их предел так, что они даже не добираются до абсурда.
>>может быть это законы природы, к которым относятся и законы упорядоченности и логика?
Логика – это формализованная система понимания законов природы или любых других систем, вплоть до воображаемых. Формализованная в голове в виде моделей понимания и могущая быть формализованной в виде символов взаимопонимания. Поэтому логик может быть сколько угодно и нужно всякий раз обозначать контекст, что именно за логика имеется в виду, мат.логика, логика законов естествознания или логика субъективного мира и т.п..
>>Альберт Эйнштейн: "Человек ощущает себя, свои мысли и чувства, отделенными от всего мира — и это его оптический обман. ..."
относится ли понимание, что ощущение своего Я порождено мозгом, к такому освобождению?
Имеется в виду, что человек как бы видит мир в дополнение вокруг себя (особенно дети), что мир как бы вторичен, а их мысли первичны и многое кажется непонятно зачем и почему существующим или вообще не замечается его существование. Можно закрыть глаза и мир исчезнет, а мысли остаются. Поэтому здесь – призыв к пониманию наоборот, своей частичности и необходимости познавать свою связь с миром во всех аспектах.
01.06.2018г. 18:34:03