>>> Вопрос. Что происходит в мозгу при поиске ответа на вопрос «Упадет ли на землю подброшенный предмет?»
В мозге ребёнка, взрослого человека, других животных, есть нейрональные модули, которые отвечают за интуитивную физику, они обладают ограниченной пластичностью и специфику их работы можно наблюдать к экспериментах. В частности, насколько я помню, множество исследований по интуитивной физике было проведено Пиаже в экспериментах с маленькими детьми.
Эта интуитивная физика служит своего рода ядром, на котором формируются первые прогнозы о физической реальности, благодаря ей появляется возможность концентрировать внимание на ситуациях, которые не совпадают с прогнозом.
Вот неполный список интуиций, которые можно отнести к врожденным (то есть они стабильно возникают у ребёнка, если есть корректная для его возраста стимулирующая среда, которая способствует формированию этих нейровычислительных модулей):
Цитата из книги Стивена Пинкера "Чистый лист":
• Интуитивная физика. Мы используем ее, чтобы проследить траектории объектов, которые падают, подпрыгивают, гнутся. Базовое интуитивное представление здесь – концепция объекта, который занимает определенное место, существует в непрерывном диапазоне времени и подчиняется законам движения и взаимодействия сил. Это не законы Ньютона, но что-то близкое к средневековой идее движущей силы, «энергии», которая заставляет объекты двигаться и постепенно рассеивается{560}.
• Интуитивная версия биологии или естественной истории, необходимая для понимания живого мира. Соответствующее интуитивное представление говорит, что живые объекты хранят в себе некую скрытую суть, определяющую их форму и возможности и управляющую их развитием и телесными функциями{561}.
• Интуитивная механика, которую мы используем, чтобы делать инструменты и другие вещи. Ее интуитивное представление состоит в том, что инструмент – это предмет, имеющий свое назначение, объект, созданный человеком для достижения цели{562}.
• Интуитивная психология. Ею мы пользуемся для понимания других людей. В ее основе лежит интуитивное представление о том, что люди не объекты и не машины, но движимы невидимой сущностью, которую мы зовем разумом или душой. Разум содержит убеждения и желания и непосредственно определяет поведение.
• Чувство пространства, которое мы используем, чтобы ориентироваться в мире и следить за передвижением объектов. Оно основано на «навигаторе», который обновляет координаты местоположения тела в процессе его движения, и сети ментальных карт. Каждая карта соотносится со своей системой координат – глаза, голова, тело, привлекающие внимание объекты и области окружающего мира{563}.
• Чувство числа, с помощью которого мы осмысливаем количества и объемы. Оно основано на способности замечать точное количество небольшого числа объектов (один, два и три) и давать приблизительную оценку большим числам{564}.
• Чувство вероятности, помогающее рассуждать о вероятности неопределенных событий. Оно основано на способности отслеживать относительную частоту – долю событий определенного типа, которые привели к тому или же иному результату{565}.
• Интуитивная экономика, которую мы используем в процессе обмена товарами и услугами. Она основана на концепции взаимного обмена, в котором одна сторона обеспечивает другой некую выгоду и имеет право на равную услугу в ответ.
• Умственная база данных и логика, которая нужна нам, чтобы предлагать новые идеи и выводить новые идеи из старых. Она основана на суждениях о том, что есть что, что где находится, кто, что, кому, когда, где и зачем сделал. Суждения связаны в сеть, охватывающую весь разум, и могут комбинироваться с помощью логических и причинных операторов, таких как И, ИЛИ, НЕ, ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ, НЕОБХОДИМО, ВЕРОЯТНО и ПРИЧИНА{566}.
• Язык, который мы используем, чтобы делиться идеями, сформулированными нашей умственной логикой. Он основан на мысленном словаре, хранящемся в памяти, и на мысленной грамматике – правилах комбинирования. Правила организуют согласные и гласные в слова, слова – в составные слова и фразы, а фразы – в предложения таким образом, что значение этих комбинаций может быть выведено из значения частей и способов, которыми те соединены{567}.
Эти интуиции суть кости, на которое нарастает мясо. Они помогают обращать внимание ребёнка на аномальные события и строить корректную модель реальности.
И да, при том, что я далеко не во всём согласен с Nan, я бы тоже посоветовал воспользоваться возможностью и пройти у него обучение. Его курс весьма и весьма неплох. И если будет казаться, что что-то плохо объяснено, то лучше просто двигайся дальше. Если ты можешь ответить на вопросы в конце лекции, то этого должно быть вполне достаточно, чтобы идти дальше.
Больше доверяй его преподавательскому чутью.
Мне очень часто приходится наступать собственной песне на горло, когда я разбираю его материалы, но у него есть много значимых наработок и системных обобщений, которые в других учебниках, книгах, статьях даны на порядок хуже.
31.08.2019г. 20:09:49