Для того, чтобы последующий текст понимался в контексте уже сформированного обобщения фактических материалов исследования (учитывалось такое обобщение), сразу приводится формулирвка того в механизмах адаптивности психики, что в наибольшей степени коррелирует с общепонимаемым смыслом слова "эмоции".
Эмоции - результат переключения в один из основных стилей реагирования в зависимости от внешних условий и внутреннего состояния. Каждый из стилей реагирования позволяет в наибольшей степени соответствовать обстоятельствам (быть адекватным, т.е. желаемое соответствует получаемому), что обеспечивается быстрой подготовкой организма с помощью гормонального и нейромедиаторного баланса.
Система переключений стилей поведения (эмоциональных контекстов восприятия-реагирования), как и все эффекторные программы [16], организована в виде распознавателей [127] актуальности переключения или блокировки возможной последующей фазы поведенческого автоматизма в существующем наборе ветвлений и поэтому ассоциирована с определенной значимостью [125], которая и обеспечивает или активацию или торможение фазы. Как и любой образ восприятия-действия в составе цепочек поведенческих автоматизмов, стиль поведения всегда ассоциирован с оценкой системы значимости [15], окрашивающий восприятие по шкале хорошо-плохо [107]. Поэтому эмоции ассоциируют или с позитивной или с негативным переживанием, зафиксировавшимся во время прежнего опыта переключения стиля реагирования. Эта ассоциация с системой значимости задает контекст отношения для всех последующих более частных актов восприятия-действия при формировании поведенческих автоматизмов с помощью механизма сознания [29]. Различаемые как психические проявления, основные стили реагирования - эмоции могут и не вызываться актуальной необходимостью переключения и тогда остается наиболее общий фон, определяемый системой значимости в данных условиях по шкале хорошо-плохо.
Для приспособления к качественно изменяющимся условиям существования в течение жизни необходимы различные ответные реакции: то, что подходит в одном случае, при других условиях может быть совершенно не уместным и вредным. Так, для таких радикально разных состояний как сон и бодрствование поведение разительно различается: во сне поведение (= адаптивные ответные реакции) продолжают осуществляться: блокируются для осознания каналы восприятия и многие мышечные реакции, активируются сторожевые зоны, отслеживая характерные для этого состояния опасности, начинается торможение структур с информационной доработкой активировавшийся ранее образов восприятия с развитием сновидений. На базовом уровне, не характерные для сна реакции пассивируются тем, что для них нужно использование других нейромедиаторов, а характерные для сна вступают в силу потому, что были сформированы с использованием синапсов, специфичных к нейромедиаторам, которые преобладают в состоянии сна. С помощью специфичности синапсов к определенным нейромедиаторам регулируется особенности работы распознавателей вплоть до исключения одних и выделения других (к примеру, см. [166], [22]). Такая регулировка - наиболее древний механизм, который для более тонкого уточнения специфики контекста поведения использует включение в распознаватели не кроме признаков распознаваемого образа восприятия еще и признаков оценки его значимости [15]. Распознаватель настраиваются реагировать на данный образ только если присутствуют признаки значимости, без которых суммарный вклад других признаков не достаточен для возбуждения нейрона распознавателя. Так, если активна значимость контекста восприятия-поведения "это - ярость", то смогут активироваться только те распознаватели ситуации, участвующие в цепочках поведенческих автоматизмов, которые были настроены с участием признаков ситуации "ярость". Это придает определенный смысл, значимость образам ситуации и так же придает определенную направленность, стиль поведенческого ответа.
Таким образом, для каждого из контекстов восприятия-действия (эмоциональных контестов) формируется и проверяется на адекватность в реальности (с помощью механизмов сознания [123]) свой новый вариант поведения в поведенческой цепочке, с использование как специфичных нейромедиаторов, так и активных признаков значимости ситуации. В каждом из эмоциональных контекстов строится и воплощается своя, специфичная модель поведения - своя подличность с характерным стилем реагирования.
Уровень регуляции, определяемый соотношением текущих концентраций нейромедиаторов для внешнего наблюдателя во многом коррелирует с традиционно выделяемыми эмоциями, такими как радость, гнев, печаль, страх, ярость,удивление и т.п.
"Центр" распознавателей эмоционального состояния [107] регулирует как выброс нейромедиаторов, так и более сложной иерархией распознавания значимости текущего состояния, участвует в распознавании ситуаций в качестве рецепции значимости, предоставляя признаки в общий образ восприятия-действия. Этот центра в своей основе различает желаемое и не желаемое состояние (хорошо-плохо). Поэтому все эмоции окрашены в один из полюсов и соответственно различается на отрицательные и положительные по типу отношения системы значимости.
Раздражение центров "хорошо" и "плохо" вызывает наиболее полно эти крайние состояния. Не может быть ничего более хорошего или плохого в ощущениях, чем то, что испытывают при возбуждении этих центров, расположенных в прилежащим ядре (nucleus accumbens) мозолистого тела между полушариями. Их эволюционное предназначение - дать возможность личности оценивать, что для нее является хорошо, а что - плохо. Соответственно, стремиться к хорошему и избегать плохого.
Это - основа адаптивного поведения. Только так можно учиться новому, с которым приходится сталкиваться по жизни и в непосредственном контакте с этой жизнью. Система значимости развивается, учится определять плохое и хорошее и таким образом правильно строить поведение. Самая общая, глобальная "эмоция" - хорошо или плохо (потому в кавычках, что это понятие никак не нужно при описании механизмов психики и является побочным результатом психологов описать внешние проявления психики).
"Безразличного" состояния просто не бывает, если организм еще не труп, но достаточно долго продолжающееся одно и то же состояние перестает осознаваться и не воспринимается так остро, как в момент своего возникновения, в полном соответствии с формулой внимания: произведение новизны на значимость. Поэтому, уже задним числом, то, что воспринималось как "безразличное" состояние, в резко ухудшившихся условиях будет вспоминаться как благодать.
Эмоции ограничивают, делают более определенным тип поведенческих реакций. В условиях данного эмоционального состояния формируется специфический личный опыт, позволяющий наиболее оперативно и адекватно реагировать в этих условиях, а не перебирать множество различных вариантов реагирования, теряя время и, возможно, жизнь при этом. Каждая из основных (наиболее выраженных в эволюционном плане) эмоций специализирует стиль реакции до наиболее оптимального в условиях, для которых эта эмоция предназначена.
Эмоция страха точно так же является защитной в смысле оптимума поведения перед более сильным врагом, как и эмоция ярости. Эмоциональные состояния полового поведения, пищевого поведения и т.п. так же определяют характерный стиль реакций. Но, кроме таких выраженных эмоций, может быть и более тонкие оттенки, специализирующие реакции уже в рамках более общей специализации.
Вырисовывается иерархия эмоциональных состояний, в которой самым общим модулятором поведения является состояние хорошо или плохо, которое подразделяется на более частные условия (контексты), в которых поведение приобретает все более точный смысл и, наконец, самые тонкие оттенки формируют конкретную реакцию - как ветвление цепи поведенческого автоматизма в зависимости от текущих условий.
Эмоциональная регуляция имеется уже у насекомых [226] , хотя она фиксирована с определенными видами поведения наследственно, а не может оперативно ассоциироваться с поведением, для которого не была характерна ранее.
Резюме.
В плане функциональности для адаптивности поведения распознаватели системы значимости нужно различать по назначению: контекстный ли он в данных условиях или является непосредственно мотивирующим.
Рецепция состояния организма (основа системы распознавателей значимости) своей активностью формирует контекст поведенческих реакций, который может быть иерархическим или данный его уровень оказывается пусковым стимулом для реакций (поведенческих цепочек), предназначенных для компенсации активировавшихся распознавателей особенностей состояния организма. Это - "потребности" или непосредственно "мотивирующие" стимулы. Наиболее древние такие связи могут быть наследственно предопределяемыми.
Это то, что можно назвать распознавателями "желательного" или "не желательного", в отличие от контекстных распознавателей "хорошо" или "плохо".
Если результатом поведенческого акта может не быть активность распознавателей "хорошо-плохо", то всегда результат активности можно сопоставить с тем, соответствует ли он желаемому прогнозу и тем самым зафиксировать: поступать ли так впредь при данных обстоятельствах или избегать этого.
Подробнее см. Контекст понимания.
Дополнительно:
Что такое эмоции – коротко и ясно