В самом общем плане сознание вносит следующую специфику в формировании долговременной памяти.
Без осознания параллельно могут совершаться неограниченное число цепочек ранее сформировавшихся автоматизмов [29]. Осознанию подлежит наибольшие значения произведения новизны на значимость в каждый текущий момент [35] - для возможности корректировки автоматизмов (то, что называется "процедурной памятью") в условиях новой ситуации, если уверенность продолжения в этих условиях не достаточна и есть время осмыслить ситуацию (или же отработать заготовленные ранее варианты аварийных продолжений). В каждом таком случае осознается текущая картина восприятия, т.е. фокус внимания подключает автоматизмы осознавания к текущему восприятию-действию данной фазы прерванной для осмысления цепочки.
Если появилось значение новизны-значимость, превышающее в этом текущее осознавание, то возможен переход на осознавание более актуального с запоминанием места прерывания предыдущей цепочки. В случае человека таких переходов по прерыванию может быть до 5-7.
Таким образом при осознавании совершаются перескоки с отслеживания одной актуальной цепочки автоматизма на другую, что, в свою очередь, приводит к появлению цепочек таких отслеживаний, как бы "сшивающих" фазы самых разных параллельных цепочек эффективных действий, как бы формируя текущий срез: максимальные актуальности этих цепочек - по времени восприятия (то, что называется "декларативной памятью"). Появление цепочек актуального восприятия - фильмы-воспоминаний, образуются по тем же причинам и по тому же механизму, что и образование цепочек моторных реакций [16], но только эффекторами выступают элементы управления переключением внимания. Такие цепочки участвуют в организации "внутренних" действий - мышление.
С каждой такой точкой внимания, приходящейся на фазу цепочки действия, потребовавшей корректировки в виду новизны ситуации, ассоциируется найденные творческие прогнозы (навыками творчества - так же - в виде цепочек автоматизмов, но уже направленных "для внутреннего использования"), а так же они связываются с меткой (ассоциация с откликом специализированного распознавателя) уверенности в конечном результате действия. Еще при этом есть связь с очень важной меткой "'это - пока придумано мною, а не воспринято из реальности", которая позволяет отличить придуманное и реально существующее.
То, что сознание отслеживает события отдельными касаниями внимания наиболее актуального из всего воспринимаемого и совершаемого, определяет специфику последовательности образуемых мыслительных цепочек воспоминаний, несколько напоминающую формат фильмов, когда полный кадры передаются раз в несколько секунд или при кардинальной смене изображения, а между такими опорными кадрами информация о промежуточных кадрах передается только для меняющихся от кадра к кадру фрагментов.
Но, в отличие от сжимающих фильмы кодировок, в мыслительных цепочках вообще нет записи промежуточных состояний между фиксациями осознанного внимания. Каждый кадр или субъективный образ представляет собой совокупность восприятия всех сенсорных систем и более сложной их интерпретации. Так, при запоминании момента удара кулака, будет общая картина распознавания, что это - кулак оценка распознавания его скорости мощности то, как он был выброшен сопровождаемые звуки собственный эмоциональный настрой и т.п. - в зависимости от индивидуальных способностей в распознавании элементов восприятия. Это, в отличие от фильма, где важна плавность передачи событий, дает информацию во многом уже обработанную субъективно так, что складывается общее впечатление непрерывности динамики происходящего, несмотря на то, что сознание выхватывает только самые актуальные моменты из всего.
Именно признаки того, что что-то движется, связанные с образом восприятия, вызывают головокружение когда распознаватели положения в пространстве (на основе рецепции лабиринта в ушах) ложно сигнализируют об изменении положения тела: возникает ощущение потери равновесия, хотя никакого движения на самом деле нет, но мы его явственно "видим".
Это и позволяет во сне формировать новые ветвления таких цепочек с какого-то важного момента - за счет того, что следующим "кадром" оказывается наиболее вероятный прогноз из всего имеющегося набора опыта в данной ситуации - прогноз для условий того моционального контекста понимания и действий, в котором оказывается спящий в этот момент.
Функцией мыслительных цепочек фильмов-воспоминаний является корректировка тех фаз цепочек автоматизмов, которые содержат прогностические варианты возможных реакций, ассоциированные с ними прошлыми актом осознания и корректируемые последующими актами осознания при проверке наиболее желательных и уверенных вариантов в реальности.
Если времени на осознавание нет, то оперативное прогностическое возбуждение позволяет быстро выбрать более подходящий вариант продолжения цепочки или вообще оставить ее выполнение без изменений, происходит переход к следующей фазе, осознание начинает заниматься следующим по величине новизны-значимости образом восприятия, а предыдущий остается в виде реверберирующего возбуждения.
Если время позволяет и нет более актуальных привлечений внимания, то выполняется творческое нахождение наиболее желательного варианта [143] для данной новой ситуации и такое предположение остается до времени, когда становится возможным его проверить.
Во время творческого сознания новых вариантов возможных действий [219] образуются цепочки автоматизмов, уже непосредственно не связанные с фазами эффекторных цепочек действий - "чистые" мыслительные цепочки. И у них при некоторых видах когнитивных иллюзий или завышенной метки уверенности, может теряться метка "'это я придумал" или же нивелироваться до метки "это было воспринято реально".
Понятно, что в виду полной принципиальной схожести в организации эффекторных цепочек автоматизмов и мыслительных цепочек, фиксирующих наиболее актуальный срез восприятия, внимание может переходить не только на наиболее актуальную фазу первых, но и осознаваться фазы мыслительных цепочек, что и реализуется в ходе "размышлений".
К концу дня накапливается длинная взаимно-связанная цепочка актуальных образов осознания в порядке их образования - в виде локально реверберирующих активностей. Это - фильм воспоминаний всего того, что осознавалось за день - в виде все еще не угасших активностей - в "оперативной памяти". В нем нет естественной динамики событий, а есть только метки распознавателей о характере такой динамики. Например: "на меня летел самолет" - вспоминается не как фильм на экране, а фрагментарно, по точкам перескока фокуса внимания - "касания" сознания текущего восприятия с ощущением (меткой) - "он летит на меня" - в виде смысла воспринятого (связи со значимостью, которая с новизной и привлекала внимание осознания).
См. [292].
В отсутствии необходимости действовать становится возможным вспомнить наиболее важное из прошедшего, подключившись к этой фазе цепочки фильма-воспоминаний, чтобы творчески найти более желаемый вариант действий, чем тот, что был реализован. При этом связи с прогностическим вариантом оказываются ассоциированы с данным образом ситуации. Они имеют некую метку уверенности в желаемом исходе, которая в будущем будет использована для оценки допустимого риска таких действий.
Подобная работа может происходить и со вне, в виде сновидений [95].
Фазы точек осознания с наработанными прогностическими вариантами, имеющими метку уверенности, фиксируются в таком виде долговременно за время, необходимое для образования синоптических связей в активностях. Фазы, не имеющие таких меток, менее богаты ассоциированными активностями и, по механизмам, точно таким же, как потеря навыков двигательной активности при невостребованности (случайный навык не фиксируется и тут же забывается, а многократно подтвержденный хорошо фиксируется в цепочку последовательсти действий) впоследствии все более игнорируются (деградируют) по закону не использованного.
В конечном счете, после обдумывания и сна остаются более короткие фильмы-воспомианий, которые при каждом вспоминании (т.е. последующем осознании, когда возникнут достаточно новые-значимые условия) корректируются новой значимостью.
В случае же отсутствия нового, эти фазы фильмом-вспоминаний не реализуются осознанием, а остаются дополнением цепей текущего автоматизма, скорректированного прошлым актом осознания и имеющим ассоциированные ветвления прогностических вариантов с метками уверенности в них.